История здания (ул. Правды, д. 13)
27 января 1895 года последовало Высочайшее соизволение на открытие повсеместного сбора средств на постройку храма для увековечивания памяти Государя Императора Александра Александровича (Александра III) во имя святого Александра Невского. Проект подразумевал постройку не только самого храма, но и двухклассную образцовую церковно-приходскую школу.
После распоряжения Святого Синода «со всех концов земли русской потекла народная лепта на благое дело». К началу 1898 года сумма пожертвований достигла свыше 260000 рублей. Тогда же Святейший Синод разрешил начать строительство храма. Александра III уважали за его царственные заботы о просвещении народа на основаниях веры и церкви. Строились Синодальные учреждения, на которых было возложено попечение о благоустройстве церковных школ и заведование ими.
В план нового здания входили, помимо храма, школы и помещений для Училищного Совета: канцелярия, учебный музей приходских школ со статистическим отделом, библиотека, кабинет для учебных пособий, помещение Издательской Комиссии, книжного склада с вместимостью 3000000 книг.
Место для сооружение было выбрано не зря: участок (1008 сажень) принадлежал духовному ведомству, между зданиями Синодальной типографии и мужской гимназии. План и смета были составлены архитектором Александром Никаноровичем Померанцевым (он же спроектировал московский ГУМ, храм-памятник Александра Невского в Софии и другие красивые здания)
1 мая 1898 года обер-прокурор Святейшего правительствующего синода представил Николаю II на одобрение проект храма, который был одобрен. В комиссию по постройке также входил русский архитектор Михаил Тимофеевич Преображенский (его здания и по сей день украшают разные города и страны).
14 июня 1898 года начали строительство, которое окончилось в 1900 году. Рядом были воздвигнуты два отдельных корпуса для электрической станции и служб.
«Здание построено в высшей степени прочно и в целом производит впечатление монументальной постройки, могущественной и достойной именоваться памятником Царю-Миротворцу. <…> Фасад здания вышел очень красивым. Он облицован желтым песчаником по рисункам профессора А. Н. Померанцева в русском стиле и украшен мозаичными священными изображениями по рисункам художника Новооскольцева», — писал П. Гурьев.
Конечно, особенно на фасаде выделяется мозаичное изображение Христа Спасителя, благословляющего детей.
Для защиты от снега и дождя над иконой было установлено золоченое покрытие, похожее на венец.
Над зданием возвышалась красивая колокольня с пятью главами. Они были покрыты железной «чешуей» по образцу деревянного собора в городе Романово-Борисоглебск.
Храм, который находился на 2-м этаже, освятили 17 марта 1901 года, с того же момента начались служения. В том году роспись стен еще не была закончена: художникам понадобилось еще три года, чтобы окончить работу.
На стенах были изображены библейские фрагменты, события из жизни Александра Невского. Пение в храме исполнялось особым хором певчих при участии учеников двухклассной приходской школы имени Александра III, открытой с 1 сентября 1901 года в том же здании.
«Да будет честь и слава всем добрым людям, принесшим свою лепту на сооружение и благоукрашение сего святого храма, и лицам, потрудившимся в этом деле», — П. Гурьев.
После революции помещение церкви переоборудовали под клуб. Затем арендаторы здания менялись, последним стал ЛИКИ, ныне СПбГИКиТ. Декретом от 9 сентября 1918 года в целях развития в России «фотографических и фототехнических знаний и промышленности, а также возможно быстрого поднятия уровня профессионального образования во всех областях оптического, фотографического, фототехнического и печатного дела, равно и для специальных научных изысканий, учреждено в Петрограде Государственное высшее учебное научно-промышленное и культурно-просветительское установление под наименованием Высший институт фотографии и фототехники». Он называется сейчас Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.
В 2015 году мозаика на фасаде здания была реставрирована, это событие освещали СМИ Санкт-Петербурга.
Действительно, здание получилось грандиозными и монументальным — а нам посчастливилось учиться, работать здесь и продолжать историю здания.
Использованы материалы из книги Петра Викторовича Гурьева