Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

15.05.2024

Рецензия на спектакль «Война и мир»

«Надо жить, надо любить, надо верить»

Спектакль, созданный в мастерской народной артистки России А.Я. Алексахиной, начинается с проекции экрана. На экране появляется видеоколлаж, демонстрирующий эмоциональные впечатления молодых актёров от прочитанного произведения. Зрителю передаются различные эмоции и чувства, такие как сопротивление, принятие, отторжение, радость и тихое признание романа писателя. Видео создаёт эффект неожиданности (остранение) перед каждым актом спектакля, который состоит из трёх частей. Благодаря данному приему зритель может наблюдать, как молодые актеры-современники воспринимают эту великую эпопею, преодолевая стандартные представления.

На протяжении всего сценического произведения режиссер Сергей Каргин и молодые актеры будут исследовать тему войны как разрушительной силы, необузданных и бессознательных аспектов человеческой жизни, противопоставляя ей понятие «мира» в контексте «гуманной, творческой вселенной». Они также будут рассматривать любовь и семью как духовные опоры, придающие человеку силу духа, находясь на перекрестке между войной и миром, жизнью и смертью.

Режиссёр представил свою сценическую интерпретацию великого произведения, вместив 4 тома с эпилогом в трехчасовую постановку. События, происходящие в жизни графа Пьера Безухова и героев трех аристократических семей (Болконские, Ростовы, Курагины) и обедневшей дворянской семьи Друбецких, являются основой сюжета спектакля. В спектакле отсутствуют батальные сцены, нет Наполеона, Александра I, Кутузова, но о них постоянно говорят.

Действие разворачивается в период с 1805 по 1813 год. Суть спектакля заключается не во внешних изменениях судеб героев, а в их духовных трансформациях на фоне войны, когда невозможно скрыть свою истинную сущность.  Конфликт в спектакле – это война, которая разворачивается внутри самого человека.

Мрак и свет играют ключевую роль в спектакле, создавая контрастное пространство сценографии. Серо-бежевая одежда сцены напоминает о цвете формы ополченцев 1812 года.  На небольшой пустой сцене учебного театра периодически появляются чёрные ширмы, которые разделяют мир живых и мертвых (художник - Борис Шаповалов). Эти сцены включают в себя трагическую смерть Лизы при родах, а также мрачную одержимость и неистовые страсти, связанные с наследством умирающего графа Безухова. В первом и во втором актах спектакля смешиваются серые и черно-белые тона с редкими яркими красками костюмов. Отмечу, что костюмы не привязаны к определенному времени. В спектакле важна вневременная условность костюмов.

Сценографический аскетизм представляет собой вызов для молодых актеров. Они не могут скрываться за декорациями, костюмами или реквизитом. В такой ситуации они должны полагаться только на свой сценический опыт, который мы наблюдаем на протяжении всего спектакля. Пространство сцены диктует способ существования актёра. Ведь способ существования актера является основой театральной правды на сцене. Роман Льва Толстого «Война и мир» служит развёрнутой метафорой, предполагающей как метод реалистической игры, так и экспрессивной, где важна пластическая точность выполнения роли.   

Музыка и свет гармонично сочетаются с общей картиной спектакля, создавая нужные акценты.

Весь спектакль пронизан особым колоритом, он элегантен и прост, при этом динамичен, музыкально-пластичен, и отличается детальностью и смысловым решением сцен. В спектакле все танцевально-пластические сцены были тщательно проработаны. Балетмейстеры Мария Кораблева и её ассистент Валентина Толубаева работали над постановкой танцев для спектакля. Они стремились воплотить концепцию «свободного танца» и наполнить его художественным смыслом. За сценическое движение и пластические решения отвечал педагог по пластике Максим Пахомов. Актеры во время спектакля проявляли невероятную гибкость и пластичность, используя свое тело как творческий инструмент. Телесность стала точной передачей мысли, продолжением эмоции актера в воплощении образа. А сценическая речь молодых актеров (речь - Татьяна Половец) полна выразительного звучания. Она - чёткая и объемная.  Наслаждаясь актёрскими работами, осознаёшь, сколько усилий вложили в них педагоги по актёрскому мастерству, такие как Надежда Андрианова и Александра Крымова.

Семья Болконских предстает в спектакле как семья строгих порядков, в которой царит напряженная суровая атмосфера.  Андрей Болконский, сын Николая Болконского, в исполнении Богдана Коршунова - незаурядная личность. Он красив, горд, жёсток, тщеславен и амбициозен. Его молодая жена Лиза (актриса - Эмилия Акберова) очаровательна и мила, но иногда может быть легкомысленной и капризной. Их отношения довольно холодные. Смерть Лизы при родах становится серьезным испытанием для Андрея, чувство вины и одиночества не покидают его. Встреча с Наташей Ростовой привнесла изменения в его жизнь.

Сцена старого князя Николая Болконского (артист - Георгий Ефанов) с сыном Андреем перед отправкой на войну оставляет удивительно теплые чувства. В его словах переданы огромная боль и любовь к сыну: «Помни одно, князь Андрей: если тебя убьют, мне, старику, будет очень больно. А если узнаю, что ты не ведешь себя как сын Николая Болконского, мне будет стыдно».

Создание возрастных ролей требует внутренней работы над образом, пластикой и речью, что невозможно без опыта. Актер Георгий Ефанов в большинстве сцен смог убедительно передать зрителю образ старого человека, отшельника-аристократа, отставного генерала русской армии. Княжна Мария, дочь Николая Болконского, исполненная Полиной Жуковой, воплощает в себе внутреннюю мягкую силу и трепетность.

Семья Ростовых занимает одно из центральных мест в спектакле и контрастирует с семьей Болконских. Ростовы отличаются щедростью и гостеприимством, они - хранители семейных традиций. Граф Илья Ростов, сыгранный Егором Шиманским, был добрым, щедрым и отзывчивым, но также расточительным. Его супруга Наталья (актриса - Дарья Воробьева), хозяйка дома, хотя любящая жена и мать, но в то же время не замечает истинных чувств своей воспитанницы Сони. Актриса Анна Стоянович сыграла Соню — её героиня была искренней, нежной и светлой. Образ Наташи Ростовой воплотила Алиса Рейфер. Наташа — любимица родных и близких. Её героиня прошла долгий путь от открытой и чистой девочки, которая постоянно держала куклу в руках и была влюблена в Бориса Друбецкого, до женщины, познавшей горе и потери. Ее характер стал твердым и цельным.

Борис Друбецкой, роль которого исполнил Никита Новосёлов, был детской любовью Наташи Ростовой. Актёр наделил свой образ нарциссическими качествами, он сложен и непредсказуем.

Красив и циничен Анатоль Курагин (актер - Юрий Щигорец), убедителен в своей деловой хватке Василий Курагин (Даниил Ходунов). На сцене Елизавета Осипова создала яркий образ Анны Павловны Шерер — хозяйки салона высшей петербургской знати. В этом образе актриса воплотила черты великосветского псевдопатриотизма, высокомерия и двуличия.

В спектакле участвуют 19 актёров, которые исполняют 32 роли. Некоторые актёры играют сразу нескольких персонажей. Каждая роль продумана с большой любовью и вниманием к мельчайшим деталям, отражающим психологические особенности героев.

Спектакль «Война и мир» захватывает внимание зрителя и держит его в напряжении до последней минуты. На вопросы, поставленные в начале спектакля, каждый зритель ответит сам.

А мне хотелось бы завершить рецензию словами Пьера Безухова, обращенными к Андрею Болконскому: «Надо жить, надо любить, надо верить». Возможно, в этом кроются ответы. Жизнь, любовь и вера - самые ценные дары, которые человек получает по праву своего рождения, и их следует ценить и беречь.

 

Автор рецензии: Елена Дележа, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры РЦМиАФ, член СТД России

Новости

17.10.2024

В ГИКИТ почтили память сценариста, героя СВО Леонида Корина

    Дата 16 октября для памятного мероприятия была выбрана неслучайно – в этот день Леониду Евгеньевичу исполнилось бы 49 лет. О том, каким сценарист был профессионалом и замечательным человеком на площадке родной альма-матер, вспоминали его близкие, коллеги, друзья…

17.10.2024

Студенты ГИКИТ посетили международную конференцию «Театромания»

В рамках трехдневного мероприятия Студенты первого курса направления «Искусства и гуманитарные науки» Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения смогли окунуться в Академии Русского Балета имени А.Я. Вагановой, а главное - стать свидетелями дебютного хореографического номера, подготовленного специально для гостей мероприятия. «Театромания» для каждого из студентов стала кладезем эмоций и знаний.

17.10.2024

Выпускник Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения завоевал приз престижного кинофестиваля в Казани

На днях на кинофестивале «Крылатый барс» выпускник мастерской Николая Котяша Евгений Грушевски получил приз как лучший режиссёр-постановщик студенческого короткометражного фильма. Победу принесла работа «Пошла бабушка в аптеку».

16.10.2024

В ГИКИТ показали «Страну потерянных вещей»

В театре ГИКИТ «По Правде» с аншлагом прошла премьера спектакля «Страна потерянных вещей» по пьесе Сонечки Ли «Дорога в Небыван». Режиссер спектакля – доцент кафедры актерского мастерства ГИКИТ Инна Провоторова, постановщик – доцент кафедры актерского мастерства Андрей Дежонов.

16.10.2024

17 октября стартует первый этап XXIV фестиваля «ПитерКиТ»

XXIV Международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКиТ» пройдет в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в два этапа – с 17 по 21 октября и с 20 по 26 ноября.

16.10.2024

Студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассмотрели два фильма в рамках лаборатории документального кино «Мой дом – Россия»

Показ работ «Между отчаянием и надеждой» (режиссёр - Анна Барсукова) и «Путь новорождённого» (режиссёр - Иван Зимин) состоялся в Белом зале Дома кино. После просмотра состоялось обсуждение картин. Свое профессиональное мнение об увиденном высказал   президент ассоциации «Гильдия неигрового кино и телевидения», доцент кафедры продюсирования кино и телевидения ГИКИТ Виктор Скубей.

15.10.2024

Состоялся мастер-класс Николая Котяша по экранизации стихотворений

О том, как оживлять на экране поэзию, о методах и инструментах работы с этим жанром речь шла в Государственном институте кино и телевидения на мастер-классе режиссера, продюсера, председателя молодежного центра Союза кинематографистов Санкт-Петербурга Николая Котяша. 

15.10.2024

Состоялся мастер-класс Егора Ногтева «Механизм формирования репутации спортивной организации»

В рамках проекта «МедиаСпич» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения продолжается серия мастер-классов для студентов. На этот раз занятие провел руководитель  службы интернет-маркетинга хоккейного клуба СКА Егор Ногтев. 

14.10.2024

В ГИКИТ состоялись «Первые шаги-2024»

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения с размахом прошёл ежегодный конкурс талантов первокурсников. В этом году студенты подали более 300 заявок.

12.10.2024

Студент Давид Султаниязов на конференции разработчиков ПО

Студент направления радиотехника кафедры аудиовизуальных систем и технологий Давид Султаниязов принял участие в XX конференции
разработчиков свободного программного обеспечения.

11.10.2024

Фильм студентки ГИКИТ – победитель в номинации Международного кинофестиваля в Баку

Фильм «Тишина» Айши Мирзазаде, студентки 5 курса мастерской режиссуры игрового кино Виктора Васильева и Валентина Захарова, победил в номинации «Лучший студенческий фильм» на XV Международном кинофестивале в Азербайджане.

11.10.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Михаила Баркана: «Телешоу: социология симпатий и воздействия»

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Михаила Баркана: «Телешоу: социология симпатий и воздействия»

11.10.2024

Представители ГИКИТ приняли участие в программе «Голос Поколения. Преподаватели»

Члены деканата и преподаватели ГИКИТ приняли участие в мероприятиях образовательной программы  «Голос Поколения. Преподаватели», которые прошли с 7 по 8 октября в Санкт-Петербургском государственном университете.

10.10.2024

Выпускница ГИКИТ приняла участие в создании мюзикла «Сага о древнем городе»

Выпускница ГИКИТ приняла участие в создании мюзикла «Сага о древнем городе»

10.10.2024

Пять дипломных проектов ГИКИТ получат поддержку вуза

По решению художественного совета вуза четыре игровых и один  документальный дипломный фильм будут снимать с использованием материальной базы учебной киностудии и финансовой поддержке института.

10.10.2024

Представители ГИКИТ отправятся в студенческую экспедицию «Русский север 2.0»

    Преподаватели и студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения прошли отбор в студенческую фотоэкспедицию «Русский север 2.0». Творческая группа из 20 человек отправится в Сольвычегодск.

09.10.2024

Преподаватель ГИКИТ – победитель Всероссийского грантового конкурса педагогических работников «Семья, общество, приоритеты»

Старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Владислав Лукинов стал победителем Всероссийского грантового конкурса педагогических работников «Семья, общество, приоритеты» с проектом «Разработка учебно-лабораторного комплекса в рамках автоматизации процесса получения экспериментальных данных на основе IoT»

08.10.2024

Специалист ГИКИТ - в экспертах ArtMasters

Инга Киркиж провела серию мастер-классов и семинаров для победителей-юниоров чемпионата ArtMasters 

08.10.2024

Состоялся мастер-класс "Синтез цвета в живописи" для студентов 3 курса специальности "Кинооператорство"

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках изучения дисциплины "Цветоведение и цветовоспроизведение" для студентов 3 курса специальности "Кинооператорство" состоялся мастер-класс "Синтез цвета в живописи".

08.10.2024

В ГИКИТ провели дни ходьбы

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялась акция в честь Всероссийского дня ходьбы. В период с 5 по 7 октября студенты соревновались между собой по количеству пройденных шагов, отслеживая их с помощью сервиса VK.

08.10.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Арины Марковой на тему «Звёздная профессия - радиоведущий»

О тонкостях работы у микрофона и вариантах выхода из самых непредсказуемых ситуаций в радиоэфире студентам Санкт-Петербургского института кино и телевидения рассказала доцент кафедры медиакоммуникационных технологий, член Союза журналистов России и радиоведущая Арина Маркова.  

07.10.2024

«Детский ПитерКИТ» - юбилейный фестиваль уже в октябре

26 октября на базе Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения стартует V Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино "Детский ПитерКиТ". В этом году на конкурс поступило 250 заявок.

07.10.2024

Состоялся показ дипломных фильмов мастерской Николая Котяша

3 октября в киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения состоялся показ дипломных фильмов мастерской режиссуры игрового кино Николая Котяша. В открытом показе под названием «Семь ронинов» участвовало 7 фильмов.

03.10.2024

Первый этап. ПитерКИТ 2024: XXIV Международный фестиваль стартует 17 октября!

С 17 по 21 октября 2024 года Санкт-Петербург вновь станет центром киноискусства благодаря XXIV Международному фестивалю студенческих фильмов «ПитерКиТ». Организованный Государственным институтом кино и телевидения при поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Санкт-Петербурга, фестиваль ожидает более десяти тысяч зрителей, готовых оценить творения студентов из 60 киношкол России и 20 стран мира, среди которых Армения, Бельгия, Великобритания и Индия.

02.10.2024

Новые стратегии адаптации первокурсников: взгляд кафедры проектной деятельности

Для первокурсников  кафедра проектной деятельности в медиаиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения организовала насыщенный первый учебный месяц. Кураторы учебных групп приложили значительные усилия для адаптации ребят к новым условиям обучения и погружению их в специфическую учебную деятельность института.

01.10.2024

Школьники погружаются в историю блокадного Ленинграда через VR-фильмы, созданные в Молодежном медиацентре

Десятиклассники получили уникальную возможность погрузиться в историю блокадного

Ленинграда через виртуальные экскурсии по Государственному мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда.

30.09.2024

Представители ГИКИТ поучаствовали в форуме «Изучение истории Отечества. Современное состояние, новые подходы иметодология»

24-25 сентября студенты и преподаватели Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения приняли участие в работе III Санкт-Петербургского Международного исторического форума «Изучение истории Отечества. Современное состояние, новые подходы и методология». Форум был организован Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда

30.09.2024

Молодые тележурналисты из ГИКИТ организовали выездной показ своих документальных фильмов о блокаде

Студенты кафедры телевидения Софья Бебякина и Денис Мартынов, задействованные в работе Молодёжного музейного медиацентра «Ленинград», провели 24 сентября кинопоказ авторских видеоработ, посвященных теме обороны и блокады Ленинграда для студентов колледжа Северо-Западного университета

29.09.2024

Студенты ГИКиТ – фотографы Фестиваля «Холодно не будет»

Студентки кафедры Фотографии и НХК Гомолко Мария и Барышникова Виктория приняли участие в фестивале в качестве волонтёров-фотографов

27.09.2024

Студенты ГИКИТ принимают участие в съемках новой картины «Ленфильма»

Начинающие режиссеры и журналисты ГИКИТ задействованы в съемках новой полнометражной драмы с элементами комедии «Ганди молчал по субботам» по одноименной пьесе Анастасии Букреевой.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»