
24.03.2025
Константин Лопушанский: главное – давать раскрыться личности студента
Профессор Санкт-Петербургского института кино и телевидения, известный отечественный режиссер Константин Лопушанский отмечен орденом «За заслуги в культуре и искусстве». Это одна из множества наград в копилке мастера: его картины отмечали на крупных фестивалях мирового уровня. По случаю ещё одной почетной награды корреспонденты службы информации побеседовали с мастером об отношении к профессиональным наградам, сохранении традиций Ленинградской киношколы, подготовке молодых режиссеров к полнометражным дебютам и многом другом.
Как поделился Константин Сергеевич, государственные награды имеют для него немалую значимость как для художника:
«Приятной неожиданностью была и государственная премия за мой дебютный фильм «Письма мертвого человека», приятной неожиданностью стала и эта награда. Для любого художника это важно: это понимание сделанного тобой, понимание того, что общество тебя видит, понимает и поддерживает».
В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения Константин Лопушанский работает с 2003 года, продолжая традиции «Ленинградской киношколы», у истоков которой такие имена как Григорий Козинцев, Иосиф Хейфец, Илья Авербах,Алексей Герман.
«Это направление, для которого характерен особый интерес к факту искусства в каждом фильме. Традиция, конечно, передается через людей: меня, Сергея Овчарова, Игоря Фетинга и через других в той или иной степени. Мастера, которые учили, к примеру Артема Антонова, – это мастера «Ленфильма»», – поясняет Константин Лопушанский.
Говоря о сохранении традиций в киноискусстве, мы не обошли тему современных технологий, в частности применения искусственного интеллекта в кино и отношении мастера к этому явлению.
«Я отношусь к этому, как к закономерному явлению природы. Но от появления новых кисточек и красок талант Леонардо не стал бы меньше. Он бы изменился, возможно, в технике написания. Основа всего – талант, внутреннее содержание художника. А с помощью какого приема оно выразится, значения не имеет. Возможно, в чем-то будет легче, но не думаю, что искусственный интеллект будет настолько эффективен именно в творчестве. В технических моментах – да», – считает Константин Лопушанский.
Среди учеников мастера – успешные молодые режиссеры. Так, в минувшем году в кинотеатрах страны состоялась премьера дебютных полнометражных фильмов выпускников Константина Лопушанского: молодежной драмы режиссеров Аси Олешкевичи Влада Краснослободцева «Лапин» и драмы «110» Ильи Михеева. Как поделился профессор, в наставничестве он придерживается принципа – всегда давать своим подопечным принимать самостоятельные решения.
«К полнометражному дебюту человек готовится пять лет, он вырастает на твоих глазах, и, естественно, он переходит под твое попечительство, когда подается на дебют. Если ты его учил, общался, то вы хорошо узнаете друг друга, и это руководство легко продолжать. Но я сторонник того, чтобы позволять человеку раскрываться в своих личностных началах, помогать ему в профессии найти себя, помочь разве что своим опытом. И я говорю даже первокурсникам, что есть наши советы, но окончательное решение принимают они сами. Они в этот момент всегда так растерянно смотрят», – рассказывает Константин Лопушанский.
На счету мастера – множество выпусков молодых режиссеров. Год от года меняются тенденции, приметы времени: студенты обращаются к разным темам, жанрам и приемам, но всех объединят поиск своего голоса и киноязыка. Это, по мнению мастера, главное, чему учат молодых режиссеров – чтобы творчество несло отпечаток личности автора.