10.04.2025
Главное – сохранить своё ощущение: Интервью с Владимиром Бортко

Владимир Бортко – имя, которое не нуждается в представлении. Режиссер, подаривший нам "Собачье сердце", "Блондинку за углом", "Мастера и Маргариту" и множество других любимых фильмов и сериалов. Он не только снимал, но и сам появлялся в кадре, писал сценарии, продюсировал. Сегодня Владимир Владимирович – один из тех, коих по праву называют великими мастерами. Накануне начала работы его режиссерской мастерской в нашем институте, мы встретились с ним, чтобы поговорить о планах, кино и взглядах на жизнь.
– Владимир Владимирович, здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью. Позвольте начать с вопроса, который интересует многих: ходят слухи о вашем преподавании в нашем институте. Планируете ли вы передавать свой опыт молодому поколению?
– Знаете, слухи обычно имеют под собой основания. Мне бы очень хотелось на склоне лет передать молодому поколению то, что я успел понять за свою долгую, почти 50-летнюю творческую жизнь. Если я буду полезен, я буду очень доволен. Если нет, то хотя бы слушать будут. Я думаю, в любом случае они получат полезные знания. Я уж постараюсь вложить все, что у меня накопилось.
– В этом году вы планируете набрать режиссерскую мастерскую?
– Да.
– Замечательно! Скажите, на чём вы всё-таки будете делать акцент в обучении будущих режиссёров?
– На том, что каждый из них должен быть отдельной личностью. Моё дело – рассказать то, что я знаю, но это не значит, что они должны делать все, как я говорю. Моё дело – показать им технику дела, рассказать о внутренней структуре режиссуры. Но самое главное – это ощущение себя в обществе, своё отношение ко всему, что происходит в мире. Постараюсь при этом не поломать их заложенное уже мироощущение. Важно, чтобы они остались самими собой. Потому что, нужно сохранять своё ощущение того, почему ты сюда пришёл, что тебя привело. И когда я буду беседовать с ними, для меня это главное – узнать, почему. У них могут быть взгляды, не совпадающие с моими, но главное, чтобы у режиссера эти взгляды были. И он умел их отстаивать. Научить отстаивать – я готов. А его взгляды менять я не собираюсь.
– Какой совет вы могли бы дать начинающим режиссёрам?
– Смотреть вокруг себя. Смотреть, что происходит рядом. Не только внутри себя, а вообще в мире. И попытаться определить ко всему происходящему своё отношение. Вот это главное. Своё отношение. Смотрите по сторонам и думайте, почему так? Почему так происходит? А почему не так? И потом дальше вы пытаетесь все это сделать на пленке, на чём угодно.
– Какой навык нужно обязательно приобрести будущему режиссёру, по-вашему мнению?
– Культуру, прежде всего. Без неё никуда. Нельзя прийти и думать: "Я такой талантливый, мне ничего не надо, я сам по себе". Все крупные режиссёры, которых я знал, были достаточно культурными людьми. Они знали, кто такой Эсхил, кто такой Федерико Феллини, как развивалась культура, как развивалось кино. Потому что всё цепляется одно за другим, одно поколение перед другим. Для того, чтобы быть культурным человеком, нужно знать всё богатство, которое выработало человечество.
– А у вас есть любимый режиссёр?
–Да, в общем-то, есть, конечно. Это Федерико Феллини, пока он с ума не сошёл. Ну, на старости все с ума сходят, я тоже (смеётся). Было очень печально, когда я снимал кино в Риме, на Чинечитта (римская киностудия). А он там что-то такое делал, "Луну", по-моему, какую-то. Так вот, на протяжении всего творческого пути Федерико Феллини искал ответы на вопросы, проводя личные кропотливые исследования от картины к картине с отчаянной смелостью, беспримерной самоотверженностью и безупречным художественным инструментарием. Отношение Феллини к профессии никогда не было прямолинейным. Так вот, в конце жизни к нему плохо относились и руководство студии тоже. Невозможно это представить. Но, тем не менее, поверьте, именно так и было. Ну, это наш человек, мы с вами про него знаем больше, чем вы. Вот это было отношение начальства к Феллини в конце его жизни. Последние его фильмы тоже уникальны и интересны. Но начало его деятельности – это феноменально.
– У вас есть любимый фильм?
– Есть.
– Какой?
– "Собачье сердце", а что?
– Хотела спросить про "Собачье сердце". Это фильм, который до сих пор вызывает огромный интерес и разные споры. Что, по вашему мнению, делает его таким актуальным даже сегодня?
– Дело не в чём-то особенном, как ни странно. Кино стареет очень быстро. Буквально 10 лет – и уже кажется, что снято как-то не так. А там нечему стареть. Я его снял в той манере, в которой снимали в то время. Поэтому улучшить там что-то достаточно сложно. Камера неподвижна совершенно. Это основное, что там было. Обычно двигали камеру, у нас она неподвижна. Объективы, которые использовались, то же самое. Свет и всё остальное. Мой художник-постановщик Владимир Светозаров, которого вы знаете, сделал замечательную декорацию. Я спросил у него: "Как мы здесь разместимся?" Он говорит: "Чтобы все было хорошо, оно должно быть маленькое". Я это запомнил. Мы только начинали, смотрю и уже попало в кадр больше. Если большое – ну, стенка будет и все. Вот. Это было очень интересно. Вот почему фильм еще живет, так сказать, идея, которая не стареет, потому что Шариков и Швондер – они как были, так и есть. Но еще и манера съемки и все остальное. Там нечему стареть. Так что он поэтому и живёт, и слава Богу.
Завершая интервью на этой вдохновляющей ноте, мы надеемся, что слова Владимира Бортко станут ориентиром для начинающих кинематографистов. Приглашение от ректора Екатерины Сазоновой открыть мастерскую на высших режиссерских курсах в 2025 году и провести творческий мастер-класс в институте вселяет уверенность, что многие талантливые ребята получат уникальную возможность прикоснуться к тайнам киноискусства, обучаясь у легенды.
Беседа с Владимиром Бортко, человеком, чьи фильмы стали частью нашей культурной ДНК, оставила приятное впечатление. Несмотря на стремительные перемены в киноиндустрии, ценности, которые он транслирует – честность, глубина и искренность, – остаются неизменными. Его мудрые и точные слова заставляют задуматься о самой сути творчества. Осознание того, что есть такие мастера, как Бортко, открытые ко всему новому, вселяет надежду на то, что отечественный кинематограф будет жить и развиваться, сохраняя свою уникальную культурную идентичность.
Беседовала Анна Алферьева,
начальник отдела службы информации и общественных связей, преподаватель кафедры медиакоммуникаций ГИКИТ.
Фото: Дарья Чернышева.
#Эксклюзивное_интервью