
19.02.2025
В ГИКИТ прошли съемки телеспектакля «Кики ван Бетховен»
В вузе впервые прошли съемки студенческого спектакля театра «По Правде» для создания телеверсии постановки.
В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения завершились съемки телеспектакля «Кики ван Бетховен», которые стартовали 10 февраля и проходили в течение недели под руководством деканата Факультета экранных искусств ГИКИТ и лично декана факультета Ирины Сахаровой
Режиссер-постановщик произведения – заведующий кафедрой актерского мастерства ГИКИТ Николай Шнейдер, главные роли исполнили актеры мастерской народной артистки Российской Федерации Анны Ковальчук.
Как рассказал режиссер-постановщик, идея объединить кафедры вуза в большой работе над телеспектаклем возникла давно, но реализовалась во многом благодаря энергии заведующего кафедрой режиссуры телевизионных сериалов и ТВ-программ ГИКИТ, профессора Михаила Баркана.
В съемочном процессе были задействованы кафедры актерского мастерства, продюсирования, звукорежиссуры, режиссуры телевидения, операторского искусства.
Премьера спектакля «Кики ван Бетховен» прошла в Учебном театре «По Правде» в декабре минувшего года. Основа постановки – повесть и эссе Эрика-Эмманюэля Шмитта о старушке Кики, которую заставляет вспомнить забытые чувства купленная на блошином рынке посмертная маска великого композитора Бетховена.
«Для создания телеверсии мы выбрали именно этот спектакль потому, что он организационно сложен как для исполнения, так и для съемки. Было интересно поработать с пластикой, звуком в кадре, попробовать разные способы существования в кадре», – пояснил Николай Шнейдер.
Работа над телеспектаклем как для актеров, так и для съемочной группы, была первым и очень ценным опытом.
«Наш цех занимался тем, что мы в моменте работали со всеми остальными цехами: с режиссером-постановщиком, операторами, звукорежиссерами, актерами. Мы выдавали задачи, готовили раскадровки, режиссерские сценарии. Самое сложное и самый ценный опыт, который я получила в этой работе – умение находить спокойствие в хаосе съемочного процесса», – поделилась студентка 2 курса направления «Режиссура кино и телевидения» Алиса Кузнецова.
«Для нашего курса это первый опыт, и самым сложным для меня было – перестраиваться, менять мизансцены. Например, для спектакля на сцене мы стоим в одном положении, а на камеру должны выстроиться иначе, поменять свет. Нужно быстро реагировать на замечания, быть гибким», – рассказала Александра Калинина, студентка 3 курса мастерской актерского искусства народной артистки РФ Анны Ковальчук в ГИКИТ.
Особенно продуктивной эта большая работа стала для актеров, считает режиссер-постановщик спектакля и заведующий кафедрой актерского мастерства ГИКИТ Николай Шнейдер.
«Актеры получили невероятный опыт за кратчайшие сроки: другой способ общения, концентрации внимания, передачи своих изобразительных возможностей. За неделю они буквально прошли годовой курс на съемочной площадке. И это им очень поможет. Можно сколько угодно объяснять в теории разницу между театральным, кинематографическим и телевизионным существованием, но пока они сами не попробуют, они не почувствуют. Это как держать равновесие при езде на велосипеде: не попробуешь на практике – не поймешь».
Как отметили студенты всех курсов, задействованных в съемочном процессе, для представителей всех кафедр работа над телеспектаклем стала ценнейшим опытом взаимодействия в команде и возможностью наладить связи со студентами других специальностей, что особенно важно для создания творческих коллабораций в дальнейшем.