03.03.2023
Анжелика Александровна Артюх. Выставка работ к юбилею

Анна Александровна Артюх - киновед, доктор искусствоведения, член Союза кинематографистов России и ФИПРЕССИ, куратор авторской программы «Время женщин» ММКФ, лауреат Премии Гильдии киноведов и кинокритиков (2021), работала в жюри ММКФ, Сочи, Берлинале, Роттердамского к/ф, фестивалей во Фрибурге, Оберхаузене, Кракове, несколько раз проходила педагогические стажировки в Бард-колледже (США). Работает в нашем институте с 2005 года, в настоящее время является профессором кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ.
К юбилею Анны Александровны библиотека подготовила виртуальную выставку ее работ.
ДИССЕРТАЦИИ
Артюх, А. А. Субкультура киберпанка и американский кинематограф : специальность 17.00.09 "Теория и история искусства" : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Артюх Анжелика Александровна. – Санкт-Петербург, 2001. – 155 с. – EDN QDOWSV.
Артюх, А. А. Смена парадигмы развития киноискусства и киноиндустрии США (от классического Голливуда к новому Голливуду) : специальность 17.00.03 "Кино-, теле- и другие экранные искусства" : диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Артюх Анжелика Александровна. – Санкт-Петербург, 2010. – 288 с. – EDN QFEYHX. Автореферат диссертации
КНИГИ
|
Артюх, А. А. Кинорежиссерки в современном мире / А. А. Артюх. - Москва : Новое литературное обозрение, 2021. - 248 с. : ил. - (Гендерные исследования). - ISBN 978-5-4448-1707-0. Эта книга — первая работа о современных российских кинорежиссерках. В ней автор суммирует свои «полевые исследования», анализируя впечатления от российского женского кино, беседуя с его создательницами и показывая, с какими трудностями им приходится сталкиваться. При этом зарубежный кинопроцесс автор тоже не оставляет без внимания. Героини этой книги — Кэтрин Бигелоу, София Коппола, Рената Литвинова, Валерия Гай Германика, Оксана Бычкова, Анна Меликян, Наталья Мещанинова и другие талантливые женщины, создающие фильмы здесь и сейчас. В фонде библиотеки |
![]() |
Артюх, А. А. Новый Голливуд. История и концепция / А. А. Артюх. – Санкт-Петербург : Издательство Алетейя, 2015. – 262 с. – ISBN 978-5-9905769-7-1. Новый Голливуд — феномен, не исследованный в России. Книга представляет собой комплексный анализ истории и эволюции Нового Голливуда, а также той масштабной перестройки, которую он осуществил в американской киноиндустрии, начиная с конца 60‑х г. В работе проанализированы экономические, политические, социальные, демографические, культурные причины, приведшие к утверждению Нового Голливуда. В ней уделено внимание ключевым фигурам Голливуда, таким как Артур Пенн, Сэм Пекинпа, Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Фрэнсис Форд Коппола, Джери Брукхаймер, Роланд Эммерих, братья Вачовски и многие другие. |
![]() |
The city in Russian culture / edited By Pavel Lyssakov, Stephen M Norris. - Routledge, 2018. - 328 с. - ISBN 978-113831023-0. This book explores the nature of Russian cities, outlining the role played by various Russian cities over time. It focuses on a range of cities including provincial cities, considering both physical, iconic, created cities, and also cities as represented in films, fiction and other writing. Overall, the book provides a rich picture of the huge variety of Russian cities. Глава в коллективной монографии. Artyukh A., Forman A. The city as gendered space: The rise and fall of the creative capitals: Female directors on post-Soviet urban space. - С. 285-307. |
![]() |
Артюх, А. А. Кинофеминизм: (женщины-режиссеры XXI века) : (основы кинокритики) / А. А. Артюх. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2018. - 84 с. - ISBN 978-5-9676-0901-5. Книга предлагает образцы свободной критической рефлексии над вопросами "женской режиссуры" как своего рода вариациями стратегического мышления современных женщин. По этим образцам студенты могут учиться тому, как писать о женщинах-режиссерах, в каких форматах и стилях, на что обращать внимание, анализируя их фильмы. В фонде библиотеки |
![]() |
Артюх, А. А. Голливуд навсегда : [сборник статей] / А. А. Артюх ; С.-Петерб. гос. ун-т кино и телев. - СПб. : Изд-во СПбГУКиТ, 2009. - 118 с. Сборник статей можно объединить под грифом «Тексты о Голливуде». Здесь есть рецензии на ряд знаменитых голливудских фильмов, дискуссия, осмысляющая современные процессы в американском кинематографе, историко-теоретические статьи. Собранные вместе материалы являются своего рода попыткой ответить на вопрос: как сегодня писать о Голливуде? В книгу включен большой блок по жанровой кинокритике, анализирующей, прежде всего, голливудское фантастическое кино. Некоторые материалы написаны в соавторстве с петербургским киноведом Дмитрием Коммом. Автор посчитал нужным включить их в сборник, так как они полнее представляют его кинематографические интересы. Все материалы объединены одним форматом - тексты были опубликованы в журнале «Искусство кино» в течение 2002-2009 гг. В фонде библиотеки Статьи, включенные в сборник (в полном или сокращенном формате): Артюх, А. Голливуд: новое начало : поколения, режиссеры, фильмы: смена ценностей и приоритетов // Искусство кино. - 2009. - № 8. - С. 106-116. Артюх, А. , Комм Д. Политика неавторства : современный кинотекст: автор - стиль - жанр // Искусство кино. - 2009. - № 2. - С. 84-94. Артюх А. Нуар: голос из прошлого : статья об истории и теории жанра // Искусство кино. - 2007. - № 5. - С. 93-101. Артюх, А. Черный винтаж : "Хороший немец" (реж. С. Содерберг) // Искусство кино. - 2007. - № 3. - С. 52-55. Артюх А. Синяя фея, или Американская мечта : "Гангстер" (реж. Ридли Скотт) // Искусство кино. - 2008. - № 1. - С. 56-59. Артюх А. Маска-шоу : "V - значит вендетта" (реж. Д. Мактиг) // Искусство кино. - 2006. - № 4. - С. 35-39. Артюх А. Киберпространство: лучший выход - это вход // Искусство кино. - 2002. - № 4. - С. 53-62. Артюх А. 2001: детская одиссея : "Искусственный разум" (реж. Стивен Спилберг) // Искусство кино. - 2002. - № 1. - С. 39-44. Артюх А. Кинематографическая техномистика : новые тенденции в научной фантастике // Искусство кино. - 2003. - № 4. - С. 91-98. Артюх А. Шизокультура Филипа Дика : "Помутнение" (реж. Р. Линклейтер) // Искусство кино. - 2006. - № 12. - С. 16-19. |
СТАТЬИ
Журнал "Искусство кино" (фонд библиотеки) | |
![]() |
Артюх, А. Язык тела // Искусство кино. - М., 2021. - № 9/10. - С. 101-104. Рецензия на фильм "Ольга". Авторы сценария Рафаэль Деплешен, Эли Грапп. Режиссер Эли Грапп. 2021. |
![]() |
Артюх, А. Ковбой из среднего класса // Искусство кино. - М., 2014. - № 3. - С. 80-83. Рецензия на фильм "Ничья земля". Авторы сценария Айна Син, Нин Хао. Режиссер Нин Хао. 2013. |
![]() |
Артюх, А. Быть или жить? // Искусство кино. - М., 2013. - № 8. - С. 78-84. "Андрей Стемпковский и Юрий Быков принадлежат к разным кинематографическим школам... Принадлежа к одному поколению тридцатилетних, оба режиссера демонстрируют столь полярные взгляды в искусстве, что самое время поразмышлять: что скрывается за существенным мировоззренческим несовпадением." На примере фильмов "Разносчик" (реж. А.Стемпковский) и "Майор" (реж. Ю. Быков). |
![]() |
Артюх, А. Человек-корпорация // Искусство кино. - М., 2013. - № 6. - С. 68-77. О Джордже Лукасе - американском кинопродюсере, сценаристе, режиссёре, операторе и предпринимателе, создателе фантастической саги «Звёздные войны» и серии приключенческих фильмов об Индиане Джонсе. |
![]() |
Артюх, А. Маркетинг стиля // Искусство кино. - М., 2012. - № 2. - С. 64-69. "В американской киноведческой литературе ... часто возникает термин high concept ... Если разобраться в том, что он означает, то можно понять, по какому принципу в современном Голивуде искусство взаимодействует с маркетингом." |
![]() |
Артюх, А. Идеологическая комедия // Искусство кино. - М., 2011. - № 8. - С. 57-61. Рецензия на фильм "Два дня". Авторы сценария Анна Пармас, Авдотья Смирнова. Режиссер Авдотья Смирнова. 2011. |
![]() |
Артюх, А. Искусство не быть управляемым // Искусство кино. - М., 2010. - № 9. - С. 108-111. Разбор фильмов 56-го фестиваля короткометражного кино Оберхаузен-2010. |
![]() |
Артюх, А. Фестиваль без фестивальности // Искусство кино. - М., 2009. - № 1. - С. 81-87. Разбор фильмов 19-го Стокгольмского кинофестиваля. |
![]() |
Артюх, А. Комм Д. Пожар уже начался : о менеджменте-культуре // Искусство кино. - М., 2008. - № 6. - С. 53-63. Последние годы ознаменованы шквалом российских фильмов. Выходят картины разных жанров, нацеленных и на семейную, и на молодежную аудиторию. Но фильмы так называемого русского мейнстрима чрезвычайно похожи один на другой, как будто в головы их авторов кем-то закладывается общая идеологическая схема. В чем же причина такого общего эскапизма нашего кино, и есть ли какие-либо альтернативы агрессивно наступающей в России новой буржуазной идеологии? |
![]() |
Артюх, А. Универсальность будней : Россия глазами иностранцев // Искусство кино. - М., 2006. - № 6. - С. 82-86. Разбор фильмов 46-го Международного Краковского кинофестиваля. |
![]() |
Артюх, А. Комм, Д. Мечта о супермене : критический случай в современной России // Искусство кино. - М., 2005. - № 11. - С. 15-26. О современном состоянии кинокритики. |
![]() |
Артюх, А. Реальность без фантастики : Российские фильмы в жанре фэнтази // Искусство кино. - М., 2004. - № 6. - С. 79-84. "...почему отечественный кинематограф упорно игнорирует целый ряд жанров? И что нужно сделать для того, чтобы адаптировать жанры к современной российской ситуации? Я постараюсь ответить на эти вопросы применительно к научной фантастике - жанру, который можно назвать совершенно непопулярным у наших творцов..." |
![]() |
Артюх, А. Комм, Д. Экшн познания : "Матрица: Перезагрузка", режиссеры братья Вачовски // Искусство кино. - М., 2003. - № 5. - С. 73-78. Рецензия на фильм "Матрица: Перезагрузка". |