10.12.2024
Вышел новый выпуск подкаста «МЕДИАНА»
Где журналисту искать практику? Заменит ли искусственный интеллект специалистов? Как искать героев и темы для статей? Какими качествами должен обладать современный журналист? Самый большой успех - это...?!
Своим экспертным мнением по всем этим вопросам в эфире очередного подкаста «Медиана» поделился кандидат исторических наук, доцент кафедры медиакоммуникационных технологий Дмитрий Жвания. Ведущие эпизода: Дарья Стрелкова и Алина Шафикова.
«Медиана» — грантовый проект творческого объединения «МЕДИАСПИЧ», реализуемый в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (ГИКИТ) при поддержке Росмолодежи. Цель проекта — в создании подкаста, включающего серию интервью с гостями из медийной сферы. Выпуски посвящены медиапрофессиям: ведущий, корреспондент, редактор, специалист по связям с общественностью, специалист по рекламе, бренд-архитектор, журналист, звукорежиссёр и другие.
Таких статусных спикеров как Дмитрий Жвания относят к разряду самых-самых - член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, редактор сетевого издания «Родина на Неве», российский журналист, историк, общественный и политический деятель, один из основателей российского движения «Ультрас», член международного союза журналистов. Впрочем, гости «Медианы» все - как на подбор.
Свой путь в журналистику гость студии начал еще в детстве. Мальчик много читал, с увлечением изучал историю. Но судьба так распорядилась, что начал он с Ленинградского морского училища. Только годами позже состоялось покорение истфака. Стоит ли говорить о том, как навыки историка помогают нашему спикеру в работе журналиста. Так называемый факт-чекинг - на высоте, чего порой не хватает дипломированным медийщикам. Здесь закон железный: нельзя выходить в публичное пространство с недостоверными сведениями. Это - дурной тон.
Навыки педагогики тоже пригодились. Она прививает дисциплину и учит психологии поведения.
В целом об опыте преподавания спикер говорит все только хорошее и подчеркивает: «Мне нравится живое общение с людьми, чего сейчас мало в журналистике. Сейчас даже интервью берут по скайпу. Особенно приятно, когда ты чувствуешь, что твоя лекция интересна, когда видишь заинтересованные взгляды».
Свое сотрудничество с ГИКИТ Дмитрий Жвания начал в 2023 году, когда вузовцы попросили его пристроить студентов на практику, и в частной беседе он спросил о вакансии. За этот сравнительно короткий срок преподаватель прочно вошел в коллектив и стал любимцем студентов. Его интересно слушать, постоянно хочется черпать от него информацию.
Преподаватель, по мнению Дмитрия Жвании, должен быть не начальником, а старшим товарищем и наставником.
Так сложилось, что Дмитрий Дмитриевич довольно часто в своей жизни менял работу. И это, по его мнению, только плюс. Журналистика – очень подвижная система, где нет необходимости стоять у станка по многу лет. Кругозор должен постоянно расширяться. Тем более, что в молодости ты менее консервативен и находишься в поиске себя.
Хотя, конечно, все индивидуально. За плечами опыт «Смены», «Час пика», «Комсомольской правды в Петербурге», «Московского комсомольца в Питере», «Санкт-Петербургского курьера» и других средств массовой информации в качестве корреспондента и шеф-редактора.
А еще Дмитрий Жвания преподавал историю политических учений. Вот так в его жизни удивительным образом переплелись наука и творчество.
Отвечая на вопросы студентов о монетизации журналистики, наш герой откровенен – много не заработаешь. Придется потрудиться в поте лица. Важно соблюдать дедлайн. Стоит один раз, образно говоря, проспать, и на твое место найдут замену. На этот счет питать иллюзий не стоит.
В ходе интервью, конечно же, не могло не прозвучать актуальнейшего вопроса про искусственный интеллект. Не вытеснит ли он СМИ.
- Мы уже прошли этап, когда журналистика была обезличенная. Журналистика – это малая форма литературы. Конечно, хочется видеть за интервью автора. Хотя, если для переписывания новостей, то почему бы и нет. Это освободило бы редакции от лишних трат. Выпускающим редакторам очень тяжело проработать больше 6 часов, - отмечает эксперт.
И еще добавляет, что журналистика может стать иммерсивной. Подобный опыт уже имеется. Есть издания, которые могут обеспечить виртуальное присутствие, например, на футбольном матче. И новые технические решения несомненно будут проникать в журналистику.
В целом, уверен преподаватель, писать можно обо всем. Журналист должен уметь слушать. Авторская журналистика ищет темы, которые могут вызвать социальный интерес. И для этого не требуется брать интервью у звезды. Журналист привел пример из личной практики. Есть один проект, которым он очень гордится – серия статей о рабочих труда. За нее журналист получил престижную премию «Золотое перо». Просто нужно быть «ищейками» информации.
В конце этого разговора гость студии отметил, что двери его редакции для студентов всегда открыты.