13.12.2024
Состоялся мастер-класс Сергея Чижова
5 декабря в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс Сергея Чижова на тему «Работа режиссера и продюсера с художником-постановщиком», организованный кафедрой режиссуры телевидения ГИКИТ. Спикер провел мероприятие по личному приглашению заведующего кафедры Михаила Баркана.
Открывая встречу, Михаил Баркан подчеркнул: «Очень часто на защитах проектов мы видим, как режиссеры и продюсеры забывают о роли художника-постановщика. Они упоминают оператора, актеров, идеи, но, когда дело доходит до визуального оформления, всё сводится к «Вот у нас локация, как утвердили с оператором». Это огромное упущение. Профессиональная работа с художником-постановщиком важна - профессионал задаст множество вопросов о вашем видении пространства, интерьеров и их изменений. Вот почему мы пригласили такого профессионала, как Сергей Чижов».
Сергей Чижов, имея за плечами работы над крупными проектами, сериалами, фильмами, поделился своими знаниями со студентами.
Профессия художника-постановщика сегодня действительно редка. Самое интересное - что в Петербурге всего 2 вуза, ведущих подготовку по этой специальности. Поэтому очень важно, чтобы студенты на этапе обучения смогли встретиться и послушать советы настоящего профессионала своего дела, чтобы узнать ключевые аспекты работы с этими специалистами. Сергей Чижов поделился с участниками мастер-класса своим опытом для того, чтобы впоследствии будущие творцы смогли выстраивать эффективную коммуникацию.
Мастер-класс по предложению Михаила Баркана прошел в формате «вопрос-ответ», что сделало занятие максимально динамичным.
Так, начали с основ. Спикер рассказал о зоне ответственности художника-постановщика. О том, что он, в зависимости от поставленной ему режиссером задачи, в соавторстве с оператором должен определить, каким образом будет выглядеть и как будет скомпонован кадр.
На вопрос о том, в какой момент жизни начинается работа с художником-постановщиком, Сергей Чижов считает, что в идеале - еще с момента написания сценария. Но это, скорее, исключение, чем правило. Чаще это происходит с момента объезда объектов съемки. Художник начинает обсуждать с режиссером локации, представляя ему свое видение. Потом они совместно объезжают съемочные точки уже со всей группой.
Не без сожаления Михаил Баркан добавил: «В кино, особенно в сериалах, чаще всего бывает, что художник появляется позже. Он вынужден работать отчасти с колес, когда уже есть утвержденные объекты».
Современные скорости съемочного процесса таковы, что режиссер настолько загружен, что вынужден поручать объезд объектов локейшн-менеджеру. Особенно в период препродакшн. При этом должность локейшн-менеджера – наследие запада, она всегда была административной. Специфика в том, что, с одной стороны, этому специалисту хочется заниматься творчеством, выполняя замысел режиссера, а с другой стороны стоит понимать, что он назначается административным крылом в лице продюсеров. Опыт показывает, что удовлетворить всех невозможно.
Задача художника-постановщика в этом смысле более прозрачна – он работает на режиссера и должен создать красивую картинку. А кино в любом случае - визуальное искусство. И по большому счету над созданием этой картинки работают только 3 человека: режиссер, художник-постановщик и оператор. Все остальные работники находятся вокруг.
- Когда режиссер идет на компромисс с локейшн-менеджером, мы это всегда увидим в кадре, - подчеркнул Михаил Баркан.
Многое в ходе мастер-класса было сказано о том, как влияет восприятие мира на общение творческой группы. Уже доказано: если люди по-разному видят мир, они и в другом не смогут найти коннекта - в производстве в том числе. В этом смысле для художника-постановщика крайне важно, чтобы режиссер максимально раскрылся перед ним уже с самой первой встречи, чтобы понимать его вкусы и жизненное восприятие.
У режиссера, в свою очередь, всегда есть опаска, правильно ли донесут его мысль. Особенно это касается тех случаев, когда режиссер и художник имеют первый опыт сотрудничества. Для этого и делаются эскизы.
- С моей точки зрения, для всех эскиз - это картинка, а для художника-постановщика – документ. Я стараюсь работать один-в-один по эскизу. Только тогда я защищен от того, что режиссер потом может сказать: «А я думал будет по-другому».
Один из вопросов был посвящен взаимодействию художника-постановщика с оператором. Как выяснилось, сам спикер когда-то задумывался стать оператором. Это - вторая профессия, которая нравится ему в кино. Спикер рассказал, что в этих взаимоотношениях есть свои сложности. Помимо того, что оператор тоже хочет создать общую картинку, он преследует свои какие-то цели.
- Они безумно не любят бежево-желто-песочно-коричневый цвет, - улыбается Сергей Чижов.
- Они считают, что на них сливаются лица. Я понимаю, что проблема заключается просто в сложности установки света. А для глаза самые приятные цвета – это зеленый и желтый. Но важно отстаивать свою идею. Плох тот художник, который этого не делает, - подчеркнул гость.
В завершение поговорили о том, как важна для художника-постановщика «насмотренность». Без регулярного просмотра видеоконтента в этой профессии не развиться. Это сравни изучению учебников или чтению книг.