23.12.2024
Состоялся мастер-класс Максима Фадеева и Сергея Белоуса
О том, как снимать независимое кино о войне; какие для этого нужны материальные и моральные ресурсы; как выглядит война глазами документалиста – обо всем этом студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказали основатели студии военной хроники «Realdoc Productions» - режиссер, оператор Максим Фадеев и продюсер, оператор Сергей Белоус. Мастер-класс «Война в объективе» был посвящен документальному фильму «У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца».
Напомним, накануне в вузе состоялся показ картины.
Документальный фильм в четырёх частях показывает боевой путь донбасского штурмового батальона «Сомали» во время операции по освобождению Мариуполя весной 2022 года. Все серии сняты от первого лица. Камера ведёт зрителя по улицам города вместе со штурмовой группой, позволяя следить за героями на расстоянии вытянутой руки.
Вести хронику войны в Донбассе документалисты начали в 2014 году, когда она началась в родном городе Максима Фадеева - Славянске. На сегодняшний день режиссер является автором уже 17 фильмов. 9 из них показаны на телеканале «Россия 24». Локации для съемок – самый эпицентр боевых действий.
Погружая аудиторию в тему, спикеры рассказали об истоках войны на Украине, подчеркнув, что это - конфликт экзистенциального типа. Цель войны заключается не просто в поражении России и устранении ее как геополитического фактора, а в уничтожении смыслов российской цивилизации. По наблюдениям операторов, к своей цели противник идет четырьмя способами, поражая живую силу и технику, инфраструктуру, волю и сознание.
Что касается российской стороны, Максим Фадеев и Сергей Белоус считают себя участниками войны информационной. Их миссия – нести правду о войне в массы. И в этом, как оказалось, по документальному кино у них коллег мало. Есть блогеры, журналисты - кто угодно, но режиссеров, ведущих кинолетопись о специальной военной операции - единицы. «На краю бездны» стал первым таким докфильмом, появившимся на российских онлайн-платформах.
Трагические кадры зафиксировали прорыв штурмовиков к центру; спасение пострадавших во время штурма психиатрической больницы; проникновение в тыл ВСУ; выход к Азовскому морю; произошедшее на подступах к «Азовстали».
Создавая фильм, съемочная бригада принципиально не брала у героев интервью. Все общение, что с военными, что с местными жителями, проходило в формате разговора по душам. Операторы старались снимать персонажей за каким-то занятием. Этот прием придал картине еще большей репортажности и искренности. Благодаря этому зритель чувствует свою сопричастность к происходящему на экране, проникается тяжелыми судьбами героев. Как признается Максим Фадеев, для него самого персонажи фильма стали близкими людьми, гораздо ближе многих из мирной жизни.
Работа над картиной-тетралогией шла долгих 7 лет. Безусловно, одного желания снимать и творческого замысла было недостаточно. Пришлось взвесить такие ключевые ресурсы, как время, деньги, знания, опыт. Нужно было быть уверенным в своей выносливости как физической, так и моральной. Необходимо было детально продумать экипировку и технику.
Ощущать присутствие войны в своей жизни операторы продолжали и по возвращении в тыл. Особенно больно было осознавать, что, не все герои выжили. Так, например, во время финального монтажа стало известно о кончине штурмовика Ромы "Воробья" – главного героя картины.
Во время мастер-класса казалось, что он может длиться бесконечно – так много звучало информации. Дополнилось выступление спикеров многочисленными вопросами из зала. Сложилось впечатление, что больше всего аудиторию интересовала психологическая сторона вопроса, в меньшей степени - техническая. Все пытались понять, в чем спикеры черпали силы, как избежали эмоционального выгорания.