22.01.2025
Кинокомпозитор Альфред Шнитке
22 января 2025 года в СПбГИКиТ состоялся внутривузовский конкурс творческих студенческих работ «Кинокомпозитор Альфред Шнитке».
Конкурс был организован кафедрой филологии и истории искусств и приурочен к недавно прошедшему 90-летнему юбилею мэтра отечественной композиторской школы второй половины ХХ столетия Альфреда Гарриевича Шнитке.
Конкурс проходил в дистанционном формате под руководством заведующей кафедрой, кандидата искусствоведения, доцента Г. Г. Осиповой. Студенческие работы оценивало жюри в составе:
кандидат искусствоведения, доцент, композитор В. Е. Смотров (председатель жюри),
кандидаты наук, доценты кафедры филологии и истории искусств – историк литературы М. А. Дмитриева, музыковед Н. В. Данилова, киновед С. В. Хлыстунова.
Цель конкурса ‑ осмысление студентами феномена киномузыки на примере творчества А. Шнитке – выдвинула перед его организаторами и участниками целый ряд задач. Среди них ‑ умение анализировать музыкальную драматургию в режиссерской концепции фильма; развитие навыков искусствоведческого подхода в оценке выдающихся явлений отечественного кинематографа; сравнение методик работы режиссера и композитора над саундтреками; и как результат ‑ стимулирование обучающихся к изложению на высоком профессиональном уровне собственных мыслей и идей.
В конкурсе принимали участие студенты-звукорежиссеры 5 курса групп 1057а и 1057б, используя приобретенный опыт изучения дисциплин «Теория и история музыки» и «Музыка в кино». Общее количество присланных на конкурс работ ‑ 12. Для финала были отобраны 3 лучших студенческих исследования.
Перед жюри стояла нелегкая задача: уровень работ был достаточно высок, выбор оказался непростым. Председатель жюри В. Е. Смотров отметил серьезность подхода и хороший вкус в студенческом выборе режиссеров и фильмов для анализа – это знаковые произведения отечественного кино (разных видов и жанров) и авторы, сотрудничавшие с выдающимся композитором современности. Разбирались кинопартитуры Шнитке в фильмах М. Ромма (документальное кино), А. Митты (игровое кино), А. Хржановского (анимационный фильм).
В лучших образцах анализа был подробно квалифицированы звучащие эпизоды в их эмоциональном воздействии на зрителя, определены разнообразные функции музыки и ее связь с изображением, темы-лейтмотивы, и как результат – сформулирована и объяснена режиссерская концепция музыки (которую порой непросто определить даже самому режиссеру). М. А. Дмитриева отметила в работах победителей почти безупречную грамотность изложения текста и на удивление хороший авторский слог.
В выборе лауреатов жюри руководствовалось критериями полноты в раскрытии заявленной темы, тщательности в отборе фактологии и структурировании материала, оригинальности и литературного достоинства текста, а также присутствия ярко выраженной авторской позиции.
В итоге результаты конкурса распределились следующим образом:
1-е место:
Кузнецов Виктор, студент 5 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057а за работу «Роль композитора в неигровом кино (на примере музыки А. Шнитке в фильме М. Ромма «И всё-таки я верю...»);
2-е место:
Сегень Василий, студент 5 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057а за работу «Творческое содружество Шнитке/Хржановский»;
3-е место:
Медведев Даниил, студент 5 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057а за работу «Двойственность, как стилевая и тематическая доминанта режиссёрского и музыкального решений фильма Элема Климова «Агония»».
Г. Г. Осипова,
заведующая кафедрой филологии и истории искусств,
организатор и куратор конкурса