27.11.2024
«Вдохновение и опыт»: творческая встреча с Юсупом Разыковым в рамках фестиваля «ПитерКИТ»
24 ноября в ГИКИТ прошла творческая встреча с режиссером Юсупом Разыковым в рамках 2 этапа международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Алиса Курнакина.
Юсуп Сулейманович Разыков – узбекский и российский кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, уроженец Ташкента. Ему принадлежат такие картины как «Керосин», «Турецкое седло», «Стыд» и многие другие.
Помимо режиссёрской деятельности, Юсуп Сулейманович выступает художником-постановщиком для своих картин:
– Я рисовать не умею, но вообразить себе ту или иную сцену важно, –отметил режиссер.
Ведущий встречи задал вопрос о том, что снял бы Юсуп Сулейманович, если бы бюджет картины был неограниченным? Режиссёр ответил, что снимал бы то же самое. Понятно, что интерьеры, костюмы и тому подобное было бы качественнее и дороже, но в целом Разыков предпочёл бы не экспериментировать.
Отвечая на традиционный вопрос о том, как режиссер пришел в профессию, Юсуп Разыков рассказал историю о том, как в возрасте 12 лет он учился в школе с изучением французского языка, где они с другими учениками разыгрывали сценки и занимались прочей актёрской деятельностью. И вот однажды Юсупа выбрали на главную роль в фильм «Завещание старого мастера». Видимо, это и стало триггером, потому что после школы он стал "методично" поступать во ВГИК сначала на режиссёрское направление, затем на актёрское и сценарное. В результате окончил сценарный факультет и снял первый фильм, в котором выступил еще сценаристом и художником.
Следующие вопросы от студентов привели к обсуждению фильма Юсупа Сулеймановича «Турецкое седло». Сюжет картины повествует о бывшем сотруднике спецслужб, который влюбляется в свою соседку и начинает следить за ней.
На вопрос, что же сподвигло к созданию этой истории, Разыков ответил, что он запрриметил одного из актёров массовки на съёмках и подумал, что он идеально подошёл бы на роль бывшего сотрудника КГБ. А еще для создания фильма режиссёру помогла одна деталь: в отеле Лондона его соседкой за стеной была оперная певица, он слышал её распевки. Контраст между тем, что он слышал утром в номере и что он услышал вечером, когда дива выступала на сцене, поразил Разыкова. Именно так он вдохновился на создание персонажа и темы голоса.
Далее обсуждение плавно перетекло к картине «Керосин». Вопрос из зала:
– Есть такое мнение, что финал фильма вроде «хэппи энд», но почему главная героиня никак не умрёт, если она сама как смерть и всё, что оказывается рядом с ней, гибнет?
– Мне хотелось сделать картину про русский дух. У меня в мыслях не было, чтобы она умерла, – признаётся Юсуп.
Режиссёр отметил, что у главной героини в жизни было очень много горя, но плачет она в картине всего два раза. Он сделал главную героиню настоящим Героем, а они, как правило, вечные.
– Какие вы видите пути развития узбекского кинематографа? – звучит следующий вопрос от студентки.
По мнению Юсупа Сулеймановича, не у всех нынешних студентов узбекских вузов есть будущее, ведь многие их них владеют только русским языком, а также снимают фильмы «чтобы их похвалили» или же для фестивалей.
– Там же не нужны победы узбекские! На Западе это никому не интересно, – утверждает режиссёр.
В обсуждении картины «Стыд» Разыков подчёркнул важность драматической ситуации как основополагающего элемента истории:
– Она нужна как пружина.
Ведущий встречи задал вопрос о впечатлениях от фестиваля «ПитерКИТ» и изменениях, произошедших в нём с момента прошлого визита режиссёра 5 лет назад.
– Меня как в прошлый раз, так и в этот восхищает дисциплина! – отмечает Разыков, хваля организацию мероприятия. Также режиссёр сказал о повышении качества анимации, актёрской игры, операторской и режиссёрской работы в фильмах.
Юсуп Сулейманович признался в том, что очень быстро пишет сценарии и на данный момент у него в работе их 5 штук!
– Каждый день нужно работать над сценарием, хотя бы немного, – такой совет даёт режиссёр.
Юсупу на площадке помогают магнетические слова, которые он вставляет в свои сценарии (в диалоги, монологи и т.д.). Говоря о скорости написания сценариев, режиссёр отмечает, что у него нет определенных временных границ, на каждую историю уходит разное количество времени: «Турецкое седло» он писал 5 лет, а «Керосин» создал за 2 недели.
– Я актёров на площадке не воспитываю никогда! – утверждает Юсуп Сулейманович, отвечая на вопрос об актёрах его картин.
Продолжая рассматривать различные аспекты создания кино, Разыков признаётся, что он не так долго ищет актёров, как композитора. У режиссёра есть «проверенный» композитор, который часто помогает ему со звуковыми решениями картин.
В конце встречи Юсуп Разыков дал такое напутственное слово для выпускников:
– Дружите с продюсерами! Именно дружите! Но дружите с умом. Никогда не изменяйте себе.
Текст подготовила Алиса Курнакина, группа 1423, кафедра медиакоммуникационных технологий (текст автора и публикуется в авторской редакции).