27.11.2024
История арктических технологий в технической подготовке студентов ГИКиТ
19 ноября 2024 г. доцент Штейн Б.М. с группой 1334 посетили ледокол-музей "Красин".
Впервые Россия заявила о своих правах на арктические территории в 1916 году. СССР в меморандуме Народного комиссариата иностранных дел от 4 ноября 1924 года, направленном всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 года о принадлежности РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья. Вопрос о границах советской арктической зоны был урегулирован в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. 2 мая 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации". Согласно этому документу, российская часть Арктики включает Мурманскую, Архангельскую области; Республику Коми и Якутию; Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Беломорский, Кемский и Лоухский районы Карелии, а также "земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и некоторые улусы Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года".
Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает около 2,4 млн человек. Это менее 2% населения России и около 40% от общего населения всей Арктики. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создаётся 22% объема общероссийского экспорта.
Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. По словам президента РФ Владимира Путина, разведанные запасы газа промышленных категорий арктической зоны составляют 80% общероссийских. "По оценкам Российской академии наук, в арктической зоне сосредоточена подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе золота - 40%, нефти - 60%, газа - от 60 до 90%, хрома и марганца - 90%, платиновых металлов - 47%, коренных алмазов - 100% и так далее", - отметил глава государства. Стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн долларов США, причем две трети из них - это стоимость энергетических ресурсов. В настоящее время в Арктической зоне РФ добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, редкоземельных металлов, 95% газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди и нефти, а общая стоимость разведанных запасов минерального сырья арктических недр составляет примерно $1,5-2 трлн.
Через российскую Арктику проходит Северный морской путь - кратчайший и самый удобный путь из Азии в Европу. По севморпути осуществляется Северный завоз, обеспечивающий тружеников Арктики продуктами и товарами первой необходимости, транспортируются российские полезные ископаемые и осуществляется транзит товаров из Азии в Европу. Планируемые объёмы перевозок - 80 млн тонн.
Для контроля Севморпути, обеспечения Арктики и защиты северных рубежей России нужны ледоколы. Россия по праву гордится своим самым мощным в мире ледокольным флотом, в т.ч не имеющими аналогов атомными ледоколами как советской постройки, так и разработанными в современной России. Но начиналось всё с паровых ледоколов, таких как ледокол Красин.
Посетив ледокол-музей студенты познакомились с историей освоения Арктики и историей ледокольного флота, принципами работы ледоколов и бытом моряков полярников.
Студенты посетили различные палубы ледокола, где могут наблюдать за сложными механизмами и системами, которые помогают судну преодолевать толстый лед. Работы по поддержанию двигателей, охлаждающих систем и навигационного оборудования стали отличной возможностью для будущих инженеров получить реальные представления о технологиях, используемых в судостроении.
По завершении экскурсии студенты выразили свое восхищение увиденным и услышанным. Они отметили, что такое взаимодействие с историческим судном и понимание его значения для науки и техники стало достойным дополнением к их учебной программе. Все участники также обсудили, как полученные знания и опыт могут быть применены в их будущей профессиональной деятельности.
В заключение стоит отметить, что такие выездные мероприятия, как посещение ледокола "Красин", несомненно, обогащают учебный процесс, создавая уникальные возможности для студентов углубить свои знания и навыки, а также установить более тесную связь с историей и современностью.