02.11.2024
Лукино Висконти и его кинематограф. Выставка книг
2 ноября 1906 года родился один из величайших режиссеров прошлого века, основоположник итальянского неореализма Лукино Висконти.
Представитель аристократического рода Лукино Висконти пришел в кино в конце 30-х, работая художником по костюмам и ассистентом режиссера у Жана Ренуара, которого позднее называл своим учителем. Его режиссерский дебют состоялся в 1943 году, когда на средства, вырученные от продажи фамильных драгоценностей, Висконти снял драму «Одержимость» по мотивам романа Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». В этом фильме проявились первые признаки нового художественного направления.
Шедевром «неореализма» стала вторая кинолента Лукино Висконти «Земля дрожит» (1948) – предельно документальная с участием непрофессиональных актеров история о классовой борьбе в рыбацком поселке. Последней работой Висконти в эстетике «неореализма» стала драма «Самая красивая» (1951), в которой звезда итальянского кино Анна Маньяни блестяще сыграла мать, одержимую идеей сделать киноактрису из своей юной дочери.
Первую большую награду Висконти принесла экранизация романа Достоевского «Белые ночи» (1957), действие которого было перенесено в послевоенную Италию. Фильм с участием звездного трио – Марчелло Мастроянни, Мария Шелл, Жан Маре – принес режиссеру «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля и стал последней лентой Висконти, где еще улавливались отзвуки завершившейся эпохи неореализма в итальянском кинематографе.
Но золотыми буквами в историю кино имя Висконти вписали все же не реалистические работы раннего периода его творчества, а картины 60-х – 70-х годов. Первой в этом ряду стала социально-философская драма «Рокко и его братья», поставленная в 1960 году. Здесь речь также шла о низах, о самых обездоленных слоях общества, но средства выразительности уже были совсем другие. На смену сухой документальной эстетике и сдержанной актерской игре пришли изысканная операторская работа, эмоциональное проживание актерами ролей, религиозные метафоры. Фильм принес широкую известность молодым актерам Алену Делону, Ани Жирардо и Ренато Сальватори. А режиссеру фильма – специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале.
Все последующие фильмы Лукино Висконти, начиная с исторической киноэпопеи «Леопард» (1963), удостоенной Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, и заканчивая последним фильмом режиссера «Невинный» (1976), вызывали сильный резонанс в киносообществе, немедленно объявлялись шедеврами и приносили их создателю все новые и новые призы.
Всего Висконти снял 17 фильмов. Кроме того, он поставил 44 драматических спектакля, 20 опер и 2 балета, стремясь к новаторству в каждой своей постановке. Особенно его увлекали пьесы Шекспира и Чехова, а из опер всегда отдавал предпочтение Верди.
Похоронен великий режиссер неподалеку от родового имения герцогов Висконти на острове Искья. По желанию Лукино на надгробной плите сделана надпись: "Он обожал Шекспира, Чехова и Верди".
Книги в библиотеке СПбГИКиТ
Козлов, Л. К. Лукино Висконти и его кинематограф / Л. К. Козлов. - М. : Всесоюзн. бюро пропаганды киноискусства, 1987. - 128 с. Содержание: |
|
Плахов, А. Висконти. История и миф. Красота и смерть / А. Плахов. - Санкт-Петербург : Сеанс, 2022. - 464 с. : ил. - ISBN 978-5-99068802-9-6. Кинокритик и киновед Андрей Плахов рассказывает о Висконти не только как о парадоксальном режиссере, но и как о мифотворце — «леопарде» мировой культуры в эпоху ее заката. Одновременно с этим, книга о Висконти, который еще в студенческие годы стал любимым режиссером автора, — предельно личное высказывание: Плахов обращается в ней к текстам своего учителя, одного из ведущих кинокритиков 1960-х, Веры Васильевны Шитовой. Размышления Плахова и Шитовой об итальянском режиссере — разговор, в котором благодаря Висконти соединяются прошлое, настоящее и будущее. |
|
Лукино Висконти : статьи, свидетельства, высказывания / ред. Л. К. Козлов. - М. : Искусство, 1986. - 302 с. : ил. Сборник посвящен кинематографическому творчеству одного из крупнейших деятелей прогрессивной культуры Италии, выдающегося режиссера, создателя таких фильмов, как "Земля дрожит" и "Самая красивая", "Рокко и его братья" и "Леопард", "Смерть в Венеции" и "Семейный портрет в интерьере". |
|
Висконти о Висконти. Гибель богов. Людвиг. Семейный портрет в интерьере. Мой театр : пер. с итал. Л. Аловой [и др.]. - М. : Радуга, 1990. - 445 с. : ил. - ISBN 5-05-002566-4. В сборнике читатель найдет сценарии трех фильмов, стоящих в ряду последних созданий великого итальянского режиссера ("Гибель богов", "Людвиг" (о короле-меценате Людвиге II Баварском), "Семейный портрет в интерьере") а также интервью и статьи Висконти о его работе в театре и кино. |
|
Шитова, В. В. Лукино Висконти / В.В. Шитова. - М. : Искусство, 1965. - 185 с., 19 л. ил. - (Мастера зарубежного киноискусства). Книга посвящена творчеству выдающегося итальянского режиссера Лукино Висконти. В приведенных очерках даётся подробный анализ его фильмов: "Одержимость", "Земля дрожит", "Самая красивая", "Страсть", "Белые ночи", "Рокко его его братья", "Леопард". В заключение приводится фильмография режиссера и кадры из фильмов. |
|
Кино Италии. Неореализм : 1939-1961 : пер. с итал. / сост. Г. Д. Богемский. - М. : Искусство, 1989. - 431 с. - ISBN 5-210-00452-Х. В сборник включены статьи, интервью, фрагменты работ Л. Висконти, Ч. Дзаваттини, М. Антониони, Ф. Феллини и других выдающихся деятелей итальянского кино. На страницах книги оживает история итальянского кино 1940 - 1960-х годов, когда создавались такие фильмы, как "Рим - открытый город", "Похитители велосипедов", "Умберто Д.", "Дорога" и другие. Публикуемые в книге материалы дают полноценное представление о зарождении, расцвете и судьбе одного из самых ярких направлений мирового киноискусства - неореализма. |
|
Лидзани, К. Итальянское кино / К. Лидзани ; пер. с итал. Г. Богемского. - М. : Искусство, 1956. - 194 с. : ил. Книга написана известным прогрессивным итальянским режиссером, сценаристом и кинокритиком Карло Лидзани. Автор охватывает почти полувековой период развития итальянской кинематографии; при этом основное внимание уделяется тем явлениям, которые в большей или меньшей степени способствовали зарождению "неореализма". |
|
Киноведческие записки : историко-теоретический журнал / отв. ред. А. С Трошин. - М. : ВНИИК. Козлов, Л. Произведение и его контекст. Заметки о "Семейном портрете в интерьере" Лукиано Висконти. - С. 113 - 142. |
|
Коллинс Э. Ф. Обаяние Висконти // Киносценарии : литературно-художественный журнал. Вып. 1. - 2002. - С. 139 - 145. |
|
Дурненков, М. Братья // Искусство кино. - 2013. - № 12. - С. 27-51 : фот. Пьеса по мотивам фильма Лукино Висконти "Рокко и его братья". |
|
Кричевский, Г. Лукино Висконти. Говорить в полный голос // Смена : литературно-художественный журнал. - 2021. - N 11. - С. 104-119. |