Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

15.05.2024

Рецензия на спектакль «Война и мир»

«Надо жить, надо любить, надо верить»

Спектакль, созданный в мастерской народной артистки России А.Я. Алексахиной, начинается с проекции экрана. На экране появляется видеоколлаж, демонстрирующий эмоциональные впечатления молодых актёров от прочитанного произведения. Зрителю передаются различные эмоции и чувства, такие как сопротивление, принятие, отторжение, радость и тихое признание романа писателя. Видео создаёт эффект неожиданности (остранение) перед каждым актом спектакля, который состоит из трёх частей. Благодаря данному приему зритель может наблюдать, как молодые актеры-современники воспринимают эту великую эпопею, преодолевая стандартные представления.

На протяжении всего сценического произведения режиссер Сергей Каргин и молодые актеры будут исследовать тему войны как разрушительной силы, необузданных и бессознательных аспектов человеческой жизни, противопоставляя ей понятие «мира» в контексте «гуманной, творческой вселенной». Они также будут рассматривать любовь и семью как духовные опоры, придающие человеку силу духа, находясь на перекрестке между войной и миром, жизнью и смертью.

Режиссёр представил свою сценическую интерпретацию великого произведения, вместив 4 тома с эпилогом в трехчасовую постановку. События, происходящие в жизни графа Пьера Безухова и героев трех аристократических семей (Болконские, Ростовы, Курагины) и обедневшей дворянской семьи Друбецких, являются основой сюжета спектакля. В спектакле отсутствуют батальные сцены, нет Наполеона, Александра I, Кутузова, но о них постоянно говорят.

Действие разворачивается в период с 1805 по 1813 год. Суть спектакля заключается не во внешних изменениях судеб героев, а в их духовных трансформациях на фоне войны, когда невозможно скрыть свою истинную сущность.  Конфликт в спектакле – это война, которая разворачивается внутри самого человека.

Мрак и свет играют ключевую роль в спектакле, создавая контрастное пространство сценографии. Серо-бежевая одежда сцены напоминает о цвете формы ополченцев 1812 года.  На небольшой пустой сцене учебного театра периодически появляются чёрные ширмы, которые разделяют мир живых и мертвых (художник - Борис Шаповалов). Эти сцены включают в себя трагическую смерть Лизы при родах, а также мрачную одержимость и неистовые страсти, связанные с наследством умирающего графа Безухова. В первом и во втором актах спектакля смешиваются серые и черно-белые тона с редкими яркими красками костюмов. Отмечу, что костюмы не привязаны к определенному времени. В спектакле важна вневременная условность костюмов.

Сценографический аскетизм представляет собой вызов для молодых актеров. Они не могут скрываться за декорациями, костюмами или реквизитом. В такой ситуации они должны полагаться только на свой сценический опыт, который мы наблюдаем на протяжении всего спектакля. Пространство сцены диктует способ существования актёра. Ведь способ существования актера является основой театральной правды на сцене. Роман Льва Толстого «Война и мир» служит развёрнутой метафорой, предполагающей как метод реалистической игры, так и экспрессивной, где важна пластическая точность выполнения роли.   

Музыка и свет гармонично сочетаются с общей картиной спектакля, создавая нужные акценты.

Весь спектакль пронизан особым колоритом, он элегантен и прост, при этом динамичен, музыкально-пластичен, и отличается детальностью и смысловым решением сцен. В спектакле все танцевально-пластические сцены были тщательно проработаны. Балетмейстеры Мария Кораблева и её ассистент Валентина Толубаева работали над постановкой танцев для спектакля. Они стремились воплотить концепцию «свободного танца» и наполнить его художественным смыслом. За сценическое движение и пластические решения отвечал педагог по пластике Максим Пахомов. Актеры во время спектакля проявляли невероятную гибкость и пластичность, используя свое тело как творческий инструмент. Телесность стала точной передачей мысли, продолжением эмоции актера в воплощении образа. А сценическая речь молодых актеров (речь - Татьяна Половец) полна выразительного звучания. Она - чёткая и объемная.  Наслаждаясь актёрскими работами, осознаёшь, сколько усилий вложили в них педагоги по актёрскому мастерству, такие как Надежда Андрианова и Александра Крымова.

Семья Болконских предстает в спектакле как семья строгих порядков, в которой царит напряженная суровая атмосфера.  Андрей Болконский, сын Николая Болконского, в исполнении Богдана Коршунова - незаурядная личность. Он красив, горд, жёсток, тщеславен и амбициозен. Его молодая жена Лиза (актриса - Эмилия Акберова) очаровательна и мила, но иногда может быть легкомысленной и капризной. Их отношения довольно холодные. Смерть Лизы при родах становится серьезным испытанием для Андрея, чувство вины и одиночества не покидают его. Встреча с Наташей Ростовой привнесла изменения в его жизнь.

Сцена старого князя Николая Болконского (артист - Георгий Ефанов) с сыном Андреем перед отправкой на войну оставляет удивительно теплые чувства. В его словах переданы огромная боль и любовь к сыну: «Помни одно, князь Андрей: если тебя убьют, мне, старику, будет очень больно. А если узнаю, что ты не ведешь себя как сын Николая Болконского, мне будет стыдно».

Создание возрастных ролей требует внутренней работы над образом, пластикой и речью, что невозможно без опыта. Актер Георгий Ефанов в большинстве сцен смог убедительно передать зрителю образ старого человека, отшельника-аристократа, отставного генерала русской армии. Княжна Мария, дочь Николая Болконского, исполненная Полиной Жуковой, воплощает в себе внутреннюю мягкую силу и трепетность.

Семья Ростовых занимает одно из центральных мест в спектакле и контрастирует с семьей Болконских. Ростовы отличаются щедростью и гостеприимством, они - хранители семейных традиций. Граф Илья Ростов, сыгранный Егором Шиманским, был добрым, щедрым и отзывчивым, но также расточительным. Его супруга Наталья (актриса - Дарья Воробьева), хозяйка дома, хотя любящая жена и мать, но в то же время не замечает истинных чувств своей воспитанницы Сони. Актриса Анна Стоянович сыграла Соню — её героиня была искренней, нежной и светлой. Образ Наташи Ростовой воплотила Алиса Рейфер. Наташа — любимица родных и близких. Её героиня прошла долгий путь от открытой и чистой девочки, которая постоянно держала куклу в руках и была влюблена в Бориса Друбецкого, до женщины, познавшей горе и потери. Ее характер стал твердым и цельным.

Борис Друбецкой, роль которого исполнил Никита Новосёлов, был детской любовью Наташи Ростовой. Актёр наделил свой образ нарциссическими качествами, он сложен и непредсказуем.

Красив и циничен Анатоль Курагин (актер - Юрий Щигорец), убедителен в своей деловой хватке Василий Курагин (Даниил Ходунов). На сцене Елизавета Осипова создала яркий образ Анны Павловны Шерер — хозяйки салона высшей петербургской знати. В этом образе актриса воплотила черты великосветского псевдопатриотизма, высокомерия и двуличия.

В спектакле участвуют 19 актёров, которые исполняют 32 роли. Некоторые актёры играют сразу нескольких персонажей. Каждая роль продумана с большой любовью и вниманием к мельчайшим деталям, отражающим психологические особенности героев.

Спектакль «Война и мир» захватывает внимание зрителя и держит его в напряжении до последней минуты. На вопросы, поставленные в начале спектакля, каждый зритель ответит сам.

А мне хотелось бы завершить рецензию словами Пьера Безухова, обращенными к Андрею Болконскому: «Надо жить, надо любить, надо верить». Возможно, в этом кроются ответы. Жизнь, любовь и вера - самые ценные дары, которые человек получает по праву своего рождения, и их следует ценить и беречь.

 

Автор рецензии: Елена Дележа, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры РЦМиАФ, член СТД России

Новости

20.12.2024

Студенты КВТК избраны «королем» и «королевой» Петербургского бала

Обучающиеся 2 курса Киновидеотехнического колледжа Никита Янчук (группа К1391) и Анастасия Шмелева (группа К1394) стали победителями Петербургского бала в номинации «Король и королева бала». Торжественное мероприятие состоялось на днях в Доме молодежи «Купчино»

18.12.2024

Делегация ГИКИТ посетила конференцию «Петербург культурный»

Представители Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения приняли участие в научно-практической конференции «Петербург культурный», состоявшейся в историческом мультимедийном парке «Россия – моя история». Мероприятие было посвящено 35-летию Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры

18.12.2024

Сотрудники ГИКИТ награждены высокими государственными наградами

В рамках подведения итогов года два преподавателя Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения награждены премиями Администрации Санкт-Петербурга

17.12.2024

Прошел показ учебных фильмов

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся показ и обсуждение учебных фильмов первого курса мастерской режиссуры игрового кино Сергея Овчарова и Катарины Иванович "Контуры"

17.12.2024

Состоялся мастер-класс Юлии Лис

О своем творческом пути, о поиске новых форм и решений студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказала аниматор и режиссер Юлия Лис. Организатор мероприятия - кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма

16.12.2024

Состоялся мастер-класс Софии Григорьевой

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс кандидата экономических наук, искусствоведа, директора филиала некоммерческой организации Культурно-исторического Фонда «Связь времен» – Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, приглашенного лектора авторского курса «Экономика искусства» НИУ ВШЭ, СПГХПА им. Штиглица, СПбГИК, Школа Masters, председателя Академического Совета магистерской программы «Менеджмент индустрии впечатлений», независимого исследователя арт-рынка, музейного менеджера Софии Григорьевой «Креативные индустрии: структура современного арт-рынка в России и зарубежом»

16.12.2024

ГиКИТ стал обладателем патента на изобретение!

12 декабря на кафедре аудиовизуальных систем и технологий произошло значительное научное событие!  Доцент кафедры аудиовизуальных систем и технологий Денис Соколов и старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий Владислав Лукинов стали обладателями патента на изобретение «Электронный вольтметр».

16.12.2024

Выпускник ГИКИТ награжден престижным призом

Фильм выпускника Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения режиссера Ильи Михеева «110» признан победителем в номинации «Лучшая игровая полнометражная картина» на престижном кинофестивале «Мост», состоявшемся на базе академии творческих индустрий «Меганом» арт-кластера «Таврида».

13.12.2024

Делегация ФДО ГИКИТ работает на мероприятии «Тавриды.АРТ»

Проректор по учебной и научной работе Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Павел Данилов и начальник Центра компетенций и профессиональных инициатив Валерия Новикова участвуют в эти дни в уникальной программе «Менеджеры локаций: твой старт в кино», которая проходит в Крыму в рамках Академии творческих индустрий «Меганом»

13.12.2024

Документалисты ГИКИТ отмечены высокими наградами

Фильм выпускницы Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Юлии Макаровой завоевал награды в двух номинациях на IV Международном кинофестивале «Свидание с Россией. Территория народного единства» в рамках Международного медиапроекта «Свидание с Россией», который проходил с 30 октября по 3 ноября в Архангельске и Архангельской области в офлайн и онлайн форматах

13.12.2024

Студентка ГИКИТ в финале конкурса «Твой Ход – 2024»

Студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Дарья Ревягина вышла в финал Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход — 2024» по треку «Наставник», в который входит спецпроект «Твой ход, куратор»

13.12.2024

Старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий на Конгрессе «Инновационная практика: наука + бизнес»

10 декабря в Москве успешно прошёл XI Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес», собравший ведущих экспертов в области экономики, инноваций и технологического прогресса.

13.12.2024

Состоялся мастер-класс Сергея Чижова

5 декабря в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс Сергея Чижова на тему «Работа режиссера и продюсера с художником-постановщиком», организованный кафедрой режиссуры телевидения ГИКИТ. Спикер провел мероприятие по личному приглашению заведующего кафедры Михаила Баркана

12.12.2024

Состоялась традиционная встреча с ректором

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошла итоговая в этом году встреча ректора Екатерины Сазоновой со студентами

12.12.2024

Студенты кафедры медиакоммуникационных технологий — триумфаторы конкурса «Права человека»

Участники представили 43 уникальные работы, охватывающие разнообразные правозащитные темы, что еще раз подчеркнуло их серьезное отношение к задачам современного общества. Творческие достижения и успехи студентов стали возможны благодаря поддержке научного руководителя, доцента Марии Лукьянчиковой, вдохновляющей молодое поколение на исследования.

12.12.2024

Питчинг проектов мастерской Антона Сиверса и Татьяны Мельниковой

5 декабря состоялся питчинг первых курсовых работ студентов

11.12.2024

Завершилась экспедиция в Сольвычегодск

Студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения вернулись из фотоэкспедиции «Русский север 2.0» в городе Сольвычегодске Архангельской области

11.12.2024

Состоялся танго флешмоб

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошел необычный, так называемый, танго флешмоб

10.12.2024

Фильм «Право на импровизацию» триумфально дебютирует на международном кинофестивале в Санкт-Петербурге

Фильм созданный выпускниками и преподавателями ГИКИТ на международном кинофестивале «Влюблённые в искусство» был удостоен звания лауреата.

10.12.2024

ГИКИТ - в победителях престижного конкурса

Студентка 5-го курса Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Екатерина Танашева (кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма, мастерская Ольги Ефимовой и Игоря Ефимова) одержала победу на всероссийском конкурсе современного медиаискусства "Страна Света". У нее - заслуженное 2 место

10.12.2024

Студенты кафедры телевидения ГИКИТ в победителях конкурса

На Международном фестивале экологического кино "Зеленая лента", который прошел в рамках Форума естественных наук-2024, дипломная работа Ульяны Чеглаковой, выпускницы кафедры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, получила награду в категории "Лучший репортаж". Фильм под названием "Защищая 'легкие' планеты" был удостоен признания жюри за его глубокое проникновение в проблемы экологии и эффективное освещение темы защиты планетарных лесных массивов — экологических "легких" нашей Земли

10.12.2024

Вышел новый выпуск подкаста «МЕДИАНА»

Где журналисту искать практику? Заменит ли искусственный интеллект специалистов? Как искать героев и темы для статей? Какими качествами должен обладать современный журналист? Самый большой успех - это...?!

09.12.2024

Профильная смена в Анадыре: погружение в мир журналистики и медиа!

В городе Анадырь Чукотского района с 5 по 25 ноября прошла уникальная профильная смена Центра «Энэрти», предоставившая одаренным школьникам из разных районов Чукотки возможность сделать первые шаги в сфере журналистики и медиа.

09.12.2024

Форум PRKIT 2024: Креатив и инновации в центре внимания киноиндустрии

6 декабря на радиостанции Sputnik в ходе прямого эфира заведующая кафедрой медиакоммуникационных технологий Элина Бердникова поделилась своими впечатлениями о недавно прошедшем Всероссийском студенческом форуме PRKIT 2024.

06.12.2024

Представители ГИКИТ — победители и призеры МКФ «Влюбленные в искусство»

5 декабря в киностудии «Лендок» состоялась торжественная церемония закрытия VIII Международного кинофестиваля «Влюблённые в искусство». Гран-при фестиваля получил фильм «52 герца» режиссёра Анны Лычкиной из ГИКИТ.

05.12.2024

Завершился XVI Всероссийский студенческий форум «PRKИT 2024» по связям с общественностью

Проходивший с 29 ноября по 2 декабря, форум под темой «PRОКИНО: креатив в объективе» поднял актуальные вопросы создания
медиапродуктов, разработки креативных рекламных концепций и PR-стратегий, отвечающих на вызовы современного кинопространства.

05.12.2024

Состоялся мастер-класс Антона Адасинского

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс актёра Антона Адасинского. Занятие было посвящено пластике и движению на сцене

05.12.2024

Состоялся мастер-класс Елены Лариной

На днях в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках проекта «МЕДИАСПИЧ» прошел мастер-класс главного редактора телеканала «АртПИТЕР», профессиональной теле- и радиоведущей, журналиста, певицы, продюсера Елены Лариной. Тема занятия: «PR-проекты на радио и ТВ: как в них сочетать творчество и коммуникацию»

04.12.2024

В ГИКИТ провели игру «Что? Где? Когда?» для школьников

Сотрудники и студенты ГИКИТ организвали интеллектуальную игру для ребят из школ Санкт-Петербурга.

03.12.2024

Центр прототипирования «ЦИФРА»: новая площадка для воплощения творческих инициатив

Вдохновляющая атмосфера легендарной киностудии «Ленфильм» обогатилась новым пространством для креативных умов — Центром прототипирования института кино и телевидения «ЦИФРА».

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен