15.05.2024
Рецензия на спектакль «Война и мир»
«Надо жить, надо любить, надо верить»
Спектакль, созданный в мастерской народной артистки России А.Я. Алексахиной, начинается с проекции экрана. На экране появляется видеоколлаж, демонстрирующий эмоциональные впечатления молодых актёров от прочитанного произведения. Зрителю передаются различные эмоции и чувства, такие как сопротивление, принятие, отторжение, радость и тихое признание романа писателя. Видео создаёт эффект неожиданности (остранение) перед каждым актом спектакля, который состоит из трёх частей. Благодаря данному приему зритель может наблюдать, как молодые актеры-современники воспринимают эту великую эпопею, преодолевая стандартные представления.
На протяжении всего сценического произведения режиссер Сергей Каргин и молодые актеры будут исследовать тему войны как разрушительной силы, необузданных и бессознательных аспектов человеческой жизни, противопоставляя ей понятие «мира» в контексте «гуманной, творческой вселенной». Они также будут рассматривать любовь и семью как духовные опоры, придающие человеку силу духа, находясь на перекрестке между войной и миром, жизнью и смертью.
Режиссёр представил свою сценическую интерпретацию великого произведения, вместив 4 тома с эпилогом в трехчасовую постановку. События, происходящие в жизни графа Пьера Безухова и героев трех аристократических семей (Болконские, Ростовы, Курагины) и обедневшей дворянской семьи Друбецких, являются основой сюжета спектакля. В спектакле отсутствуют батальные сцены, нет Наполеона, Александра I, Кутузова, но о них постоянно говорят.
Действие разворачивается в период с 1805 по 1813 год. Суть спектакля заключается не во внешних изменениях судеб героев, а в их духовных трансформациях на фоне войны, когда невозможно скрыть свою истинную сущность. Конфликт в спектакле – это война, которая разворачивается внутри самого человека.
Мрак и свет играют ключевую роль в спектакле, создавая контрастное пространство сценографии. Серо-бежевая одежда сцены напоминает о цвете формы ополченцев 1812 года. На небольшой пустой сцене учебного театра периодически появляются чёрные ширмы, которые разделяют мир живых и мертвых (художник - Борис Шаповалов). Эти сцены включают в себя трагическую смерть Лизы при родах, а также мрачную одержимость и неистовые страсти, связанные с наследством умирающего графа Безухова. В первом и во втором актах спектакля смешиваются серые и черно-белые тона с редкими яркими красками костюмов. Отмечу, что костюмы не привязаны к определенному времени. В спектакле важна вневременная условность костюмов.
Сценографический аскетизм представляет собой вызов для молодых актеров. Они не могут скрываться за декорациями, костюмами или реквизитом. В такой ситуации они должны полагаться только на свой сценический опыт, который мы наблюдаем на протяжении всего спектакля. Пространство сцены диктует способ существования актёра. Ведь способ существования актера является основой театральной правды на сцене. Роман Льва Толстого «Война и мир» служит развёрнутой метафорой, предполагающей как метод реалистической игры, так и экспрессивной, где важна пластическая точность выполнения роли.
Музыка и свет гармонично сочетаются с общей картиной спектакля, создавая нужные акценты.
Весь спектакль пронизан особым колоритом, он элегантен и прост, при этом динамичен, музыкально-пластичен, и отличается детальностью и смысловым решением сцен. В спектакле все танцевально-пластические сцены были тщательно проработаны. Балетмейстеры Мария Кораблева и её ассистент Валентина Толубаева работали над постановкой танцев для спектакля. Они стремились воплотить концепцию «свободного танца» и наполнить его художественным смыслом. За сценическое движение и пластические решения отвечал педагог по пластике Максим Пахомов. Актеры во время спектакля проявляли невероятную гибкость и пластичность, используя свое тело как творческий инструмент. Телесность стала точной передачей мысли, продолжением эмоции актера в воплощении образа. А сценическая речь молодых актеров (речь - Татьяна Половец) полна выразительного звучания. Она - чёткая и объемная. Наслаждаясь актёрскими работами, осознаёшь, сколько усилий вложили в них педагоги по актёрскому мастерству, такие как Надежда Андрианова и Александра Крымова.
Семья Болконских предстает в спектакле как семья строгих порядков, в которой царит напряженная суровая атмосфера. Андрей Болконский, сын Николая Болконского, в исполнении Богдана Коршунова - незаурядная личность. Он красив, горд, жёсток, тщеславен и амбициозен. Его молодая жена Лиза (актриса - Эмилия Акберова) очаровательна и мила, но иногда может быть легкомысленной и капризной. Их отношения довольно холодные. Смерть Лизы при родах становится серьезным испытанием для Андрея, чувство вины и одиночества не покидают его. Встреча с Наташей Ростовой привнесла изменения в его жизнь.
Сцена старого князя Николая Болконского (артист - Георгий Ефанов) с сыном Андреем перед отправкой на войну оставляет удивительно теплые чувства. В его словах переданы огромная боль и любовь к сыну: «Помни одно, князь Андрей: если тебя убьют, мне, старику, будет очень больно. А если узнаю, что ты не ведешь себя как сын Николая Болконского, мне будет стыдно».
Создание возрастных ролей требует внутренней работы над образом, пластикой и речью, что невозможно без опыта. Актер Георгий Ефанов в большинстве сцен смог убедительно передать зрителю образ старого человека, отшельника-аристократа, отставного генерала русской армии. Княжна Мария, дочь Николая Болконского, исполненная Полиной Жуковой, воплощает в себе внутреннюю мягкую силу и трепетность.
Семья Ростовых занимает одно из центральных мест в спектакле и контрастирует с семьей Болконских. Ростовы отличаются щедростью и гостеприимством, они - хранители семейных традиций. Граф Илья Ростов, сыгранный Егором Шиманским, был добрым, щедрым и отзывчивым, но также расточительным. Его супруга Наталья (актриса - Дарья Воробьева), хозяйка дома, хотя любящая жена и мать, но в то же время не замечает истинных чувств своей воспитанницы Сони. Актриса Анна Стоянович сыграла Соню — её героиня была искренней, нежной и светлой. Образ Наташи Ростовой воплотила Алиса Рейфер. Наташа — любимица родных и близких. Её героиня прошла долгий путь от открытой и чистой девочки, которая постоянно держала куклу в руках и была влюблена в Бориса Друбецкого, до женщины, познавшей горе и потери. Ее характер стал твердым и цельным.
Борис Друбецкой, роль которого исполнил Никита Новосёлов, был детской любовью Наташи Ростовой. Актёр наделил свой образ нарциссическими качествами, он сложен и непредсказуем.
Красив и циничен Анатоль Курагин (актер - Юрий Щигорец), убедителен в своей деловой хватке Василий Курагин (Даниил Ходунов). На сцене Елизавета Осипова создала яркий образ Анны Павловны Шерер — хозяйки салона высшей петербургской знати. В этом образе актриса воплотила черты великосветского псевдопатриотизма, высокомерия и двуличия.
В спектакле участвуют 19 актёров, которые исполняют 32 роли. Некоторые актёры играют сразу нескольких персонажей. Каждая роль продумана с большой любовью и вниманием к мельчайшим деталям, отражающим психологические особенности героев.
Спектакль «Война и мир» захватывает внимание зрителя и держит его в напряжении до последней минуты. На вопросы, поставленные в начале спектакля, каждый зритель ответит сам.
А мне хотелось бы завершить рецензию словами Пьера Безухова, обращенными к Андрею Болконскому: «Надо жить, надо любить, надо верить». Возможно, в этом кроются ответы. Жизнь, любовь и вера - самые ценные дары, которые человек получает по праву своего рождения, и их следует ценить и беречь.
Автор рецензии: Елена Дележа, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры РЦМиАФ, член СТД России