Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

15.05.2024

Рецензия на спектакль «Война и мир»

«Надо жить, надо любить, надо верить»

Спектакль, созданный в мастерской народной артистки России А.Я. Алексахиной, начинается с проекции экрана. На экране появляется видеоколлаж, демонстрирующий эмоциональные впечатления молодых актёров от прочитанного произведения. Зрителю передаются различные эмоции и чувства, такие как сопротивление, принятие, отторжение, радость и тихое признание романа писателя. Видео создаёт эффект неожиданности (остранение) перед каждым актом спектакля, который состоит из трёх частей. Благодаря данному приему зритель может наблюдать, как молодые актеры-современники воспринимают эту великую эпопею, преодолевая стандартные представления.

На протяжении всего сценического произведения режиссер Сергей Каргин и молодые актеры будут исследовать тему войны как разрушительной силы, необузданных и бессознательных аспектов человеческой жизни, противопоставляя ей понятие «мира» в контексте «гуманной, творческой вселенной». Они также будут рассматривать любовь и семью как духовные опоры, придающие человеку силу духа, находясь на перекрестке между войной и миром, жизнью и смертью.

Режиссёр представил свою сценическую интерпретацию великого произведения, вместив 4 тома с эпилогом в трехчасовую постановку. События, происходящие в жизни графа Пьера Безухова и героев трех аристократических семей (Болконские, Ростовы, Курагины) и обедневшей дворянской семьи Друбецких, являются основой сюжета спектакля. В спектакле отсутствуют батальные сцены, нет Наполеона, Александра I, Кутузова, но о них постоянно говорят.

Действие разворачивается в период с 1805 по 1813 год. Суть спектакля заключается не во внешних изменениях судеб героев, а в их духовных трансформациях на фоне войны, когда невозможно скрыть свою истинную сущность.  Конфликт в спектакле – это война, которая разворачивается внутри самого человека.

Мрак и свет играют ключевую роль в спектакле, создавая контрастное пространство сценографии. Серо-бежевая одежда сцены напоминает о цвете формы ополченцев 1812 года.  На небольшой пустой сцене учебного театра периодически появляются чёрные ширмы, которые разделяют мир живых и мертвых (художник - Борис Шаповалов). Эти сцены включают в себя трагическую смерть Лизы при родах, а также мрачную одержимость и неистовые страсти, связанные с наследством умирающего графа Безухова. В первом и во втором актах спектакля смешиваются серые и черно-белые тона с редкими яркими красками костюмов. Отмечу, что костюмы не привязаны к определенному времени. В спектакле важна вневременная условность костюмов.

Сценографический аскетизм представляет собой вызов для молодых актеров. Они не могут скрываться за декорациями, костюмами или реквизитом. В такой ситуации они должны полагаться только на свой сценический опыт, который мы наблюдаем на протяжении всего спектакля. Пространство сцены диктует способ существования актёра. Ведь способ существования актера является основой театральной правды на сцене. Роман Льва Толстого «Война и мир» служит развёрнутой метафорой, предполагающей как метод реалистической игры, так и экспрессивной, где важна пластическая точность выполнения роли.   

Музыка и свет гармонично сочетаются с общей картиной спектакля, создавая нужные акценты.

Весь спектакль пронизан особым колоритом, он элегантен и прост, при этом динамичен, музыкально-пластичен, и отличается детальностью и смысловым решением сцен. В спектакле все танцевально-пластические сцены были тщательно проработаны. Балетмейстеры Мария Кораблева и её ассистент Валентина Толубаева работали над постановкой танцев для спектакля. Они стремились воплотить концепцию «свободного танца» и наполнить его художественным смыслом. За сценическое движение и пластические решения отвечал педагог по пластике Максим Пахомов. Актеры во время спектакля проявляли невероятную гибкость и пластичность, используя свое тело как творческий инструмент. Телесность стала точной передачей мысли, продолжением эмоции актера в воплощении образа. А сценическая речь молодых актеров (речь - Татьяна Половец) полна выразительного звучания. Она - чёткая и объемная.  Наслаждаясь актёрскими работами, осознаёшь, сколько усилий вложили в них педагоги по актёрскому мастерству, такие как Надежда Андрианова и Александра Крымова.

Семья Болконских предстает в спектакле как семья строгих порядков, в которой царит напряженная суровая атмосфера.  Андрей Болконский, сын Николая Болконского, в исполнении Богдана Коршунова - незаурядная личность. Он красив, горд, жёсток, тщеславен и амбициозен. Его молодая жена Лиза (актриса - Эмилия Акберова) очаровательна и мила, но иногда может быть легкомысленной и капризной. Их отношения довольно холодные. Смерть Лизы при родах становится серьезным испытанием для Андрея, чувство вины и одиночества не покидают его. Встреча с Наташей Ростовой привнесла изменения в его жизнь.

Сцена старого князя Николая Болконского (артист - Георгий Ефанов) с сыном Андреем перед отправкой на войну оставляет удивительно теплые чувства. В его словах переданы огромная боль и любовь к сыну: «Помни одно, князь Андрей: если тебя убьют, мне, старику, будет очень больно. А если узнаю, что ты не ведешь себя как сын Николая Болконского, мне будет стыдно».

Создание возрастных ролей требует внутренней работы над образом, пластикой и речью, что невозможно без опыта. Актер Георгий Ефанов в большинстве сцен смог убедительно передать зрителю образ старого человека, отшельника-аристократа, отставного генерала русской армии. Княжна Мария, дочь Николая Болконского, исполненная Полиной Жуковой, воплощает в себе внутреннюю мягкую силу и трепетность.

Семья Ростовых занимает одно из центральных мест в спектакле и контрастирует с семьей Болконских. Ростовы отличаются щедростью и гостеприимством, они - хранители семейных традиций. Граф Илья Ростов, сыгранный Егором Шиманским, был добрым, щедрым и отзывчивым, но также расточительным. Его супруга Наталья (актриса - Дарья Воробьева), хозяйка дома, хотя любящая жена и мать, но в то же время не замечает истинных чувств своей воспитанницы Сони. Актриса Анна Стоянович сыграла Соню — её героиня была искренней, нежной и светлой. Образ Наташи Ростовой воплотила Алиса Рейфер. Наташа — любимица родных и близких. Её героиня прошла долгий путь от открытой и чистой девочки, которая постоянно держала куклу в руках и была влюблена в Бориса Друбецкого, до женщины, познавшей горе и потери. Ее характер стал твердым и цельным.

Борис Друбецкой, роль которого исполнил Никита Новосёлов, был детской любовью Наташи Ростовой. Актёр наделил свой образ нарциссическими качествами, он сложен и непредсказуем.

Красив и циничен Анатоль Курагин (актер - Юрий Щигорец), убедителен в своей деловой хватке Василий Курагин (Даниил Ходунов). На сцене Елизавета Осипова создала яркий образ Анны Павловны Шерер — хозяйки салона высшей петербургской знати. В этом образе актриса воплотила черты великосветского псевдопатриотизма, высокомерия и двуличия.

В спектакле участвуют 19 актёров, которые исполняют 32 роли. Некоторые актёры играют сразу нескольких персонажей. Каждая роль продумана с большой любовью и вниманием к мельчайшим деталям, отражающим психологические особенности героев.

Спектакль «Война и мир» захватывает внимание зрителя и держит его в напряжении до последней минуты. На вопросы, поставленные в начале спектакля, каждый зритель ответит сам.

А мне хотелось бы завершить рецензию словами Пьера Безухова, обращенными к Андрею Болконскому: «Надо жить, надо любить, надо верить». Возможно, в этом кроются ответы. Жизнь, любовь и вера - самые ценные дары, которые человек получает по праву своего рождения, и их следует ценить и беречь.

 

Автор рецензии: Елена Дележа, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры РЦМиАФ, член СТД России

Новости

18.09.2024

В Петербурге прошел ежегодный литературный фестиваль имени Анны Ахматовой

Ахматовский фестиваль «Тайны ремесла» объединил литераторов и читателей. Институт кино и телевидения стал партнёром и одной из площадок для литературных дискуссий.

17.09.2024

Фильм Марии Стрельцовой «Неглект» завоевывает сердца зрителей на фестивале KIN в Ереване

Короткометражный фильм «Неглект» режиссера Марии Стрельцовой (мастерская Виктора Васильева и Валентина Захарова) участвует в основной конкурсной программе фестиваля женского кино KIN в Ереване в начале ноября.

16.09.2024

Вальс на колесах: особенный бал для детей в Санкт-Петербурге

Вот уже десятый год подряд, студенты ГИКИТ воплощают мечту детей с ограниченными возможностями здоровья, помогая устраивать для них «особенный» бал.

13.09.2024

В ГИКИТ завершилась «Адаптация первокурсников»

В течение четырех дней в парке 300-летия Санкт-Петербурга и на площадке «Высотный город» в ТЦ «Питерлэнд» первокурсники разных факультетов под руководством студентов старших курсов и преподавателей проходили фотокросс, психологические тренинги, состязания в настольных играх и занимались активным отдыхом в веревочном парке.

13.09.2024

Министр культуры РФ Ольга Любимова посетила ГИКИТ и приняла участие в работе заседания Попечительского совета

11 сентября наш институт вписал новую значимую страницу в свою летопись. В этот день министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова посетила вуз с рабочим визитом и приняла участие в ежегодном заседании Попечительского совета. Событие стало динамичным диалогом, наполненным перспективными идеями и значимыми решениями, выходящими за рамки формальности.

13.09.2024

День открытых дверей детских курсов. Для юных талантов и их воплощения мечты

Особенно радостным и познавательным для многих детей и их родителей стал долгожданный День открытых дверей, организованный факультетом дополнительного образования

12.09.2024

В ГИКИТ провели форум по коммуникациям Student Baltic Weekend

Student Baltic Weekend (SBW) — студенческая конференция в области PR, маркетинга и рекламы, которая много лет собирает сотни студентов по всей России. Мероприятие включено в программу международного форума по коммуникациям «Baltic Weekend».

11.09.2024

Не стало экс-ректора ГИКИТ Александра Белоусова

Александр Антонович Белоусов проработал в отрасли кинематографии почти 40 лет, с 1997 по 2010 – занимал пост ректора Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

11.09.2024

Дебютные фильмы выпускников ГИКИТ – в коммерческом прокате

Впервые в истории вуза полнометражная дебютная драма выпускников ГИКИТ «Лапин» вышла в прокат. 5 сентября картину впервые показали в кинотеатре «Родина» на дневном сеансе. Уже 12 сентября в прокат выйдет дебютный фильм «110». Производство этих картин стало возможным благодаря стопроцентному финансированию Министерства культуры по результатам питчинга.

10.09.2024

В ГИКИТ стартовала «Адаптация»

9 сентября, в День рождения ГИКИТ, в Приморском парке Победы и ТЦ «Питерленд» стартовала программа адаптациии первокурсников. Это - серия командообразующих мероприятий для первокурсников, которые помогают ребятам влиться в новый этап жизни.

09.09.2024

9 сентября ГИКИТ исполняется 106 лет

Первый кинематографический вуз нашей страны – Высший институт фотографии и фототехники – был создан в 1918 году, когда новому государству понадобились квалифицированные фотографы и инженерные умы, которые смогли бы развивать печатное дело.

08.09.2024

8 сентября – День памяти жертв блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда, которая унесла жизни почти миллиона человек.

06.09.2024

Представители ГИКИТ приняли участие во Всероссийском фестивале «МедиаБУМ»

Фестиваль состоялся 31 августа в парке 300-летия Санкт-Петербурга. Студенты и сотрудники института кино и телевидения подготовили площадку, на которой погружали участников фестиваля в мир кино.

05.09.2024

В ГИКИТ прошло ежегодное собрание сотрудников и профессорско-преподавательского состава

В ГИКИТ прошло традиционное ежегодное собрание профессорско-преподавательского состава, на котором были подведены важнейшие итоги работы коллектива и обозначены планы института на грядущий учебный год.

04.09.2024

Фестиваль «Детский ПитерКит» вошел в государственный реестр конкурсов и олимпиад

V Все­рос­сий­ский фес­ти­валь детс­ко­го ко­рот­ко­мет­ражно­го ки­но «Детс­кий Пи­тер­Кит» вклю­чили в ре­естр кон­курсов и олим­пи­ад «Та­лант и ус­пех». Те­перь школь­ни­ки, за­няв­шие при­зовые мес­та в фес­ти­вале, бу­дут вклю­чены в го­сударс­твен­ный ин­форма­ци­он­ный ре­сурс об ода­рен­ный де­тях.

04.09.2024

Представители ГИКИТ приняли участие в выставке «Цифровая палитра – 4»

В Санкт-Пе­тер­бург­ском Со­юзе ху­дож­ни­ков в Ки­ноза­ле Лек­то­рия СПбСХ прош­ла еже­год­ная выс­тавка циф­ро­вого и тех­но­логи­чес­ко­го ис­кусс­тва «Циф­ро­вая па­лит­ра – 4». Сре­ди участ­ни­ков – сту­ден­ты и сот­рудни­ки ху­дожест­вен­ных ву­зов Санкт-Пе­тер­бурга, в том чис­ле ГИ­КИТ. Ор­га­низа­тора­ми выс­тавки ста­ли пре­пода­вате­ли на­шего ву­за.

04.09.2024

Медиафестиваль: Владислав Лукинов раскрыл секреты нейросетей для видеоконтента

Вла­дис­лав Лу­кинов, стар­ший пре­пода­ватель ка­фед­ры ауди­ови­зу­аль­ных сис­тем и тех­но­логий, выс­ту­пил в ка­чест­ве спи­кера на Мос­ковс­ком Ме­ди­афес­ти­вале.

03.09.2024

В ГИКИТ начался новый учебный год

В ки­нокон­церт­ном за­ле ГИ­КИТ сос­то­ял­ся боль­шой празд­ник для сту­ден­тов и сот­рудни­ков. Ко Дню зна­ний твор­ческие кол­лекти­вы ву­за под­го­тови­ли кон­церт­ную прог­рамму, пер­во­курс­ни­кам тор­жест­вен­но вру­чили сту­ден­ческие би­леты и поз­на­коми­ли их с мас­те­рами и сту­ден­чески­ми со­об­щест­ва­ми.

03.09.2024

Профессор ГИКИТ – лауреат всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»

Кон­курс «Зо­лотые Име­на Выс­шей Шко­лы» в 2024 го­ду не толь­ко вы­явил луч­ших из луч­ших в об­ласти выс­ше­го об­ра­зова­ния и на­уки, но и по­казал объ­еди­ня­ющую си­лу про­фес­си­ональ­ных ди­ало­гов и об­ме­на опы­том сре­ди пре­пода­вате­лей, уче­ных и предс­та­вите­лей влас­ти. В этом го­ду в но­мина­ции «За вклад в на­уку и выс­шее об­ра­зова­ние» по­беди­телем стал за­веду­ющий ка­фед­рой ауди­ови­зу­аль­ных сис­тем и тех­но­логий про­фес­сор Алек­сандр Ива­нович Хо­дано­вич.

03.09.2024

ГИКИТ представили на Международном фестивале «Кремний» в Сибири

III Меж­ду­народ­ный фес­ти­валь на­уч­но­го и ин­дуст­ри­аль­но­го ки­но стар­то­вал 29 ав­густа в Но­воси­бирс­ке. Наш вуз предс­та­вил ди­рек­тор Цент­ра неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния и по­выше­ния ква­лифи­кации твор­ческих и уп­равлен­ческих кад­ров в сфе­ре куль­ту­ры – Алек­сей За­хожий.

03.09.2024

ГИКИТ на «ТехноАрт»: научные открытия и культурные инициативы

Ве­дущие уче­ные, де­яте­ли куль­ту­ры и предс­та­вите­ли уни­вер­си­тетов со всей стра­ны соб­ра­лись на Все­рос­сий­ском фес­ти­вале на­уки и ис­кусс­тва «Тех­но­Арт», что­бы об­ме­нять­ся опы­том и вдох­но­вить друг дру­га на но­вые свер­ше­ния. Наш инс­ти­тут предс­та­вил про­рек­тор по учеб­ной и на­уч­ной ра­боте Па­вел Да­нилов.

30.08.2024

Завершились съемки дебютного полнометражного фильма выпускницы ГИКИТ Анны Волконской «Социализация»

Съ­ем­ки стар­то­вали в на­чале ав­густа и про­ходи­ли при пол­ном фи­нан­си­рова­нии Ми­нис­терс­тва куль­ту­ры РФ. В ми­нув­шем го­ду этот де­бют­ный про­ект пол­но­мет­ражно­го филь­ма вы­пуск­ни­цы мас­терс­кой Конс­тан­ти­на Ло­пушанс­ко­го по­лучил стоп­ро­цент­ное го­сударс­твен­ное фи­нан­си­рова­ние ми­нис­терс­тва куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­дера­ции по ре­зуль­та­там пит­чинга.

29.08.2024

В ГИКИТ стартовали съемки первого полнометражного дипломного фильма «Сверхновая»

Впер­вые в ис­то­рии рос­сий­ско­го ки­нема­тог­ра­фа Ми­нис­терс­тво куль­ту­ры пре­дос­та­вило грант на соз­да­ние дип­ломно­го ки­но для вы­пуск­ни­ков 2025 го­да. Этот но­ваторс­кий шаг зна­мену­ет со­бой но­вый этап в раз­ви­тии оте­чест­вен­но­го ки­но, отк­ры­вая две­ри мо­лодым твор­цам в мир боль­шо­го ки­нема­тог­ра­фа.

28.08.2024

В День российского кино в ИА «Интерфакс» провели пресс-конференцию о сотрудничестве «Ленфильма» и ГИКИТ

Учас­тие в пресс-кон­фе­рен­ции при­няли предс­та­вите­ли ру­ководс­тва Санкт-Пе­тер­бург­ско­го го­сударс­твен­но­го инс­ти­тута ки­но и те­леви­дения, ге­нераль­ный ди­рек­тор ки­нос­ту­дии АО «Лен­фильм» Эду­ард Су­воров, пред­се­датель со­вета ди­рек­то­ров ки­нос­ту­дии и пред­се­датель по­печи­тель­ско­го со­вета ГИ­КИТ Фе­дор Бон­дарчук. На по­вест­ке дня – съ­ем­ки учеб­ных филь­мов в па­виль­онах «Лен­филь­ма», вза­имо­дей­ствие с ки­нос­ту­ди­ей Цент­ра про­тоти­пиро­вания ГИ­КИТ и дру­гие пла­ны.

27.08.2024

Фильмы выпускников ГИКИТ покажут на Международном фестивале мусульманского кино в Казани

В фес­ти­валь­ную прог­рамму вош­ли филь­мы участ­ни­ков и по­беди­телей меж­ду­народ­но­го ки­нофес­ти­валя «Пи­тер­КиТ» прош­лых лет.

26.08.2024

Студенты ГИКИТ посетили Академию «Меганом» в Крыму

В рам­ках об­ра­зова­тель­но­го за­ез­да ре­бята по­сеща­ли лек­ции от экс­пер­тов и соз­да­вали ме­ди­акон­тент.

26.08.2024

26 августа – Международный день актера

Празд­ник име­ет дав­нюю ис­то­рию и пос­вя­щен пок­ро­вите­лю про­фес­сии – древ­не­римс­ко­му ак­те­ру Хи­несу.

26.08.2024

Фильмы ГИКИТ покажут на кинофестивале «Короче – детям»

Ани­маци­он­ные филь­мы сту­ден­тов и вы­пуск­ни­ков на­шего ву­за по­кажут во вне­кон­курс­ной прог­рамме ки­нофес­ти­валя ко­рот­ко­мет­ражно­го и де­бют­но­го ки­но в Ка­лининг­ра­де.

24.08.2024

Фильмы представителей ГИКИТ покажут на международном фестивале «ВЫСОКО»

Мос­ковс­кий меж­ду­народ­ный фес­ти­валь мо­лодеж­но­го ки­но «ВЫ­СОКО», ор­га­низо­ван­ный Ки­нос­ту­ди­ей им. М. Горь­ко­го в рам­ках про­ек­та «Моск­ва – го­род ки­но», при под­держ­ке Пра­витель­ства Моск­вы, прой­дет с 27 ав­густа по 1 сен­тября.

22.08.2024

22 августа – День Российского флага

В этот день в 1991 го­ду впер­вые в Но­вой ис­то­рии Рос­сии трехц­вет­ный флаг под­ня­ли в Моск­ве над До­мом Со­ветов РСФСР.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»