25.04.2024
Юрий Потеенко: «Понять музыку для кино можно только на физическом уровне»
23 апреля в ГИКИТ состоялся мастер-класс члена жюри фестиваля INтонации, композитора, педагога, заслуженного деятеля искусств РФ, пятикратного обладателя Национальной кинопремии «Золотой Орел», лауреата Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый Слон» Юрия Потеенко на тему: «Принципы созвучия композитора и звукорежиссера в кино».
Юрий Потеенко подчеркнул, что музыка кино сильно отличается от академической. Может казаться, что они похожи, но академическая музыка создает собственную драматургию и вредит кино, тогда как мелодии, написанные для фильмов, призваны усилить восприятие видеоряда и помочь зрителю погрузиться в кинокартину и переживания героев.
Понять разницу между музыкой кино и другими музыкальными произведениями не просто. Музыка в кино – это химический сплав звучания, изображения и смысла. Сама по себе мелодия может быть прекрасной, но это не значит, что она подходит для определенной сцены.
«Я понял эту простую истину, когда однажды написал музыку к конкретной сцене фильма. А после монтажа выяснилось, что именно в этой сцене моего произведения нет. Его поставили совершенно в другие сцены и я понял, насколько это хорошо работает и как меняет восприятие замысла режиссера. Это понимание было на физическом уровне. И пока это физическое ощущение есть, композитор может работать в кино», - поделился Юрий Потеенко.
Речь идет вовсе не о технологии, а о смысле. По утверждению композитора, музыка должна придавать картине новый смысл, тогда она имеет право в этой картине находится.
Особенно развитие кино-музыки актуально в связи с ростом интереса к отечественному кинематографу. Российская индустрия делает большие шаги, и все инструменты, которые способны продвигать киноискусство, обретают особую ценность. В том числе, работа звукорежиссера и композитора обретает новый объем и смысл.
«Порой трудно определить, где заканчивается работа звукорежиссера и где начинается работа композитора. Созвучие этих двух творческих единиц рождается из взаимопонимания и определения общих задач, которые предстоит решить. Для этого нужно договориться об общей стилистике, о звуковом решении фильма», - пояснил композитор.
Также Юрий Потеенко затронул тему творчества как такового. Задача творца, в том числе создателя музыки, - ежедневно бороться с собой, не копировать себя, не создавать то, что уже было, а стремиться к новому, генерировать идеи. Это не просто в рабочем потоке написания музыки к фильмам. Но тем интереснее трудиться в этой сфере, поскольку сама профессия не позволяет стоять на месте.
Участникам мастер-класса продемонстрировали видео о непосредственной работе композитора при записи музыки в профессиональной студии.
В завершении встречи Юрий Потеенко ответил на все интересующие вопросы. Встреча прошла плодотворно, интересно и познавательно. Участники узнали много нового о мире музыки в кино, о непростых процессах её создания и поблагодарили мэтра за содержательный мастер-класс.