03.04.2024
Состоялся мастер-класс С.Б.Печеных
Состоялся мастер-класс С.Б.Печеных
7 марта, в мастерской Александра Маркова и Марии Поприцак прошел мастер класс известного монтажера документального кино Светланы Борисовны Печеных.
Светлана Печеных известна такими фильмами, как "На третьей от солнца планете" (реж. Павел Медведев), "Нярма" (реж. Эдгар Бартенев), "Я так люблю тебя, мама" (реж. Анна Рудикова), "Доктор, я хочу ребенка" (реж. Юлия Миронова), "Красная Африка" (реж. Александр Марков) и др.
Была затронута чувствительная для молодых кинематографистов тема - этическое отношение к героям фильма. Казалось бы, известный мастер монтажа вторгается на поле свободы выбора, свободы авторского решения и свободного отношения к герою. Должен ли автор быть честным в показе героев и что значит быть "честным".
Монтажер понимает, что с героями в документальном кино можно сделать многое, если не все, что угодно. Но где этическая мера. Что можно показывать, а что нельзя. И где эта тонкая грань, проходящая между авторским взглядом и самоцензурой. Светлана Борисовна, вопреки принятому мнению, считает, что именно режиссер и монтажер в неигровом кино создают героя из "хаоса" жизненных ситуаций - выбирая типичные черты, конкретизируя характер, подчеркивают драму. И главное здесь, как и во врачебной практике, по мнению С. Печеных, не навредить. Из человека прямодушного монтажом можно сделать человека уклончивого, из весёлого - мизантропа.
Во-первых, герой в неигровом кино раскрывается как и актер в игровом. Поэтому авторам нужно со всей деликатностью относиться к возможности создать новое художественное произведение из повседневной жизни человека. Во-вторых, перцептивные особенности восприятия героя, "взятого наугад из телефонной книги" самого себя на экране требует подготовленности. А как подготовиться, если ты снимаешься впервые. Уже не говоря о том, что отношения автор-герой складываются не всегда просто. Проще говоря, молодым авторам нужно быть готовым взять на себя полноту ответственности за жизнь человека, отраженного художественными средствами документального кино.