18.04.2024
На заседании киноклуба «Клуб/док» обсудили фильм «Имена» Максима Якубсона
«Клуб/док» – это серия встреч и дискуссий с режиссерами, преподавателями и студентами ГИКИТ, организованных кафедрой режиссуры документального фильма. Встреча, посвященная фильму «Имена», стала вторым собранием киноклуба.
Документальный фильм «Имена», снятый петербургским режиссером Максимом Якубсоном в 1996 году, создан без опоры на какие-то известные референсы, и по праву считается уникальным явлением. Премьера фильма состоялась в 1997 году на «Берлинале».
Фильм «Имена» – это свободное письмо, сочиненное по ходу съёмок, сделанных на ВГИК-овскую кинокамеру «Конвас».
Среди тех, кого камера-взгляд, камера-персонаж, камера-посредник встречает и снимает – двое влюбленных стариков, мим, живущий на чердаке, девушка, жениха которой вскоре после свадьбы убил в монастыре сумасшедший...
Еще один герой – поэт, который смотрит на Петербург 90-х и снимает на любительскую восьмимиллиметровую кинопленку лица людей. У любительской камеры – своя история: на нее снимались кадры с участием поэта Леонида Аронзона и его жены Риты Пуришинской, режиссера Бориса Понизовского, художника Евгения Михнова – представителей ленинградского андеграунда.
Куратором встречи выступил доцент кафедры режиссуры документального фильма ГИКИТ, мастер 3 курса, режиссер Александр Марков
«“Имена” – удивительное и, без преувеличения, уникальное явление в авторском кино. В известном смысле, оно неповторимо также, как и неповторим опыт каждого человека. У петербургского поэта и режиссера Максима Якубсона родился фильм, который, по все видимости, выходит за рамки кино как такового», – подчеркнул куратор встречи.
Почетным гостем встречи стал сам Максим Якубсон.
В ходе обсуждения фильма затронули различные темы: вопросы идентичности, любви, одиночества и творчества, роль камеры как посредника между персонажами и зрителем, а также как инструмента для запечатления моментов жизни, для передачи атмосферы времени и места.
Особое внимание уделили обсуждению персонажей фильма: размышляли о том, как каждый из них отражает разные аспекты человеческой жизни и какие эмоции вызывают их истории.
«Режиссер в хорошем смысле ошарашил студентов и гостей своими «Именами», своим приветом из конца 90-х. Максиму повезло: его семья была вовлечена в одну из самых известных андеграундных компаний Ленинграда. Альтернативное искусство стало частью и его жизни – вот он и рассказал просто, душевно о великих и не только. Таким образом, студенты познакомились с редчайшим в местных реалиях жанром исповедального фильма», – поделился Александр Марков.