11.10.2024
В ГИКИТ состоялся мастер-класс Михаила Баркана: «Телешоу: социология симпатий и воздействия»
В ГИКИТ состоялся мастер-класс Михаила Баркана: «Телешоу: социология симпатий и воздействия»
Чем притягивает зрителя один из наиболее популярных жанров телевидения – телешоу, студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения разбирались на мастер-классе заведующего кафедрой режиссуры телевидения ГИКИТ, профессора Михаила Баркана: «Телешоу: социология симпатий и воздействия».
В основу мастер-класса лег комментарий профессора к первому в России рейтингу телешоу с высоким социальным эффектом, представленному Центром социального проектирования «Платформа» при поддержке Национальной Медиа Группы. В социологическом опросе приняло участие 1200 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, проживающих в городах от 10000 человек. Исследование выявило интересные и во многом удивительные тенденции.
Так, несмотря на широкую распространенность Интернета, 92% опрошенных разных возрастов считают именно телевидение основным источником для просмотра телешоу. Интернет-просмотру предпочтение отдают лишь 30%.
Опрос показал, что чаще всего за просмотром телешоу можно застать молодую женщину с уровнем дохода выше среднего, у которой есть маленькие дети.
Мотивы для просмотра телешоу у каждого свои. Для 56% зрителей телешоу – это «возможность получить позитивные эмоции и хорошо провести время, следя за смешными или неординарными ситуациями»; других привлекает «возможность увидеть, как люди ведут себя в реальных ситуациях» (50%), а также «непредсказуемость событий и неожиданные повороты сюжета» (40%). Помимо развлекательного контента аудитории интересны, в том числе, острые вопросы. 60% опрошенных выражают интерес к социальной тематике шоу.
В топе самых популярных, согласно исследованию, такие телешоу, как «Мама в 16», «Пацанки», «Голос. Дети», «Ты супер 60 +», «Лучше всех».
Влияет ли телешоу на общественное мнение? По соображениям 52% опрошенных – да. И в подавляющем большинстве так высказалась молодежь. Плюсами передач такого формата молодые считают снятие зажимов в обсуждении табуированных тем. Также зрители отмечают, что в телешоу нет сложной аналитики, социальные проблемы обсуждаются открыто и в простой форме.
Имея за спиной большой опыт работы на телевидении, Михаил Баркан уверен, что по охвату зрительской аудитории и рейтингу ничто не сравнится с выходившим на «Пятом канале» в период с 2004 по 2007 годы телешоу «Настоящий герой». В ходе мастер-класса студентам показали фрагмент этой передачи.
В рамках проекта тележурналисты разыскивали людей, которые не по долгу службы нашли в себе мужество совершить благородный поступок: спасти человека, предотвратить катастрофу, задержать преступников, проявить сострадание и оказать поддержку людям в критических ситуациях. О каждом герое снимался документальный фильм, а в конце декабря происходила торжественная церемония вручения ему знака «Настоящий герой». Михаил Давидович был режиссёр-постановщиком этого мероприятия.
В ходе мастер-класса Михаила Баркана студенты не только узнали и проанализировали интересные статистические данные, но и обсудили с мастером нюансы психологического воздействия медиапродуктов на людей.