31.10.2024
В ГИКИТ обсудили вопросы детского кинообразования
На базе Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения в рамках V Всероссийского фестиваля детского короткометражного кино «Детский ПитерКИТ» состоялся круглый стол по вопросам детского кинообразования с представителями киношкол Санкт-Петербурга. Мероприятие прошло в онлайн-формате.
Помимо Северной столицы в трансляции участвовали представители Луганской и Донецкой народных республик, Краснодарского края и Нижегородской области.
Модератором встречи выступила заведующая отделением дополнительного образования детей и взрослых, преподаватель кафедры режиссуры игрового кино ГИКИТ Катарина Иванович.
Катарина Ромуальдовна подняла тему раннего профориентирования.
Так, из наблюдений спикера самый влиятельный фактор, помогающий определиться с профессией – это пример родителей. Он может как привлечь ребенка, так и в равной степени оттолкнуть его. Кто-то хочет пойти по стопам родителей, а кто-то желает себе совсем другой профессиональной судьбы. Велико также влияние компании. Для кого-то очень важно после школы продолжить обучение совместно с друзьями. Нередко определиться со специальностью помогают кружки и мастер-классы. Посещая их, ребенок приобретает практику, которую он хотел бы перенести в свою взрослую жизнь.
Более подробно преподаватель остановилась на влиянии фильмов и художественных произведений.
Согласно прошлогоднему опросу, проведенному «Cinema.ru» и «НН.ru», 28% респондентов выбрали свою специальность после просмотра фильмов. На большую часть опрошенных из этой категории повлияли не документальные и не научно-популярные, а именно художественные картины. Примечательно, что в лидерах здесь Северная столица – 95%. В меньшинстве – Чеченская республика. Социологи связывают эти цифры с особенностями доступности кинотеатров.
Статистика доказывает серьезное влияние кинематографа на выбор профессии. И здесь речь идет о жанре «Процедурная драма», изначально возникшем для описания судебных процессов. Такие фильмы еще называют процессуалами. В них - сюжеты о полиции и врачах. Также на выбор профессии влияют ситкомы и комедийные сериалы - зрители буквально влюбляются в их персонажей. Ярчайший пример – «Интерны». Сериал вызвал среди молодежи настоящий бум.
В ГИКИТ, где Катарина Иванович курирует дополнительное образование, к раннему профориентированию подход основательный. Преподаватель рассказала, что с детьми в этом направлении здесь работают, начиная с 7 лет и вплоть до 11 класса. Для этого в разных возрастных группах существуют короткие и годичные курсы, мастер-классы. Для десятиклассников созданы медиаклассы, дающие возможность будущим абитуриентам попробовать себя в любой из специальностей вуза, чтобы понять, какое дело им ближе. И уже в выпускном классе ребята могут окончить подготовительные курсы.
Второй спикер, педагог дополнительного образования Олеся Осипенко, выступила с докладом «Социальное кино глазами детей».
Основатель детского кинофестиваля социальных короткометражных фильмов «Наша Ответственность» Олеся Игоревна знает, что уже в 14 лет ребенок может решить, чем бы он хотел заниматься. Но часто для этого ему не хватает необходимых инструментов.
Приступая к работе с детьми над социальными фильмами, коуч обратилась за консультацией к психологам. Сразу было понятно, какие темы интересны детям, но важно было понять, как правильно их обсуждать.
Со временем у преподавателя выработался определенный алгоритм действий.
Как пояснила Олеся Игоревна, все начинается с мозгового штурма. После - погружение в идею. Это - выезды и опросы. Важно, чтобы тема цепляла за живое и была максимально актуальной. Так, например, в свое время в ходе создания фильма о защите животных, ребята провели среди школьников опрос на эту тему. Выяснилось, что после просмотра фильма многие из опрошенных отвечали уже по-другому. То есть случился социальный эффект.
На следующем этапе идет работа над созданием сценария и раскадровки, выбором локаций и подбором актеров, сьемками и монтажом. Завершается все продвижением путем питчингов и фестивалей.
Олеся Осипенко отметила, что много идей по этому вопросу можно почерпнуть из книг «Как снять кино» Мэтта Трифта и «Дебют в кино: как снять свою первую короткометражку» Вячеслава Ширяева и Дмитрия Котова.
Обучение созданию социальных фильмов, по словам спикера, дает детям такие плюсы как: развитие творческих навыков, социальная осознанность, работа в команде, уверенность в себе и эмоциональное развитие. Но нельзя забывать и о минусах. Среди них, в частности, большая эмоциональная нагрузка. Ребенку не стоит сильно себя перегружать. Также важно правильно понимать свою роль в команде. Иногда продуктивнее быть просто оператором, нежели оператором–постановщиком. Случаются и ошибки в восприятии, и критика; порой приходится соблюдать баланс между учебой и проектом. Нередко ограничены ресурсы, и приходится работать за идею. Нюансов очень много.
Подытоживая, Ольга Осипенко обратилась к участникам круглого стола с одной, по ее мнению, очень важной мыслью: «Ищите фестивали под фильмы, а не фильмы под фестивали». Впрочем, это касается не только детского, но и в целом взрослого кинообразования.