Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

28.10.2024

Международный день анимации: праздник волшебства и творчества

Каждый год 28 октября мы погружаемся в чарующий мир анимации, отмечая Международный день анимации, зовущий найти в себе ребенка, радующегося движущимся картинкам. Этот праздник объединяет как профессионалов в области анимации, так и всех любителей мультфильмов, давая возможность вспомнить те моменты ностальгии, знакомые каждому с детства. Анимация для детей — это всегда захватывающие приключения и удивительные истории, а для взрослых — воспоминания детства.

На самом деле анимация - это не просто красивые движущиеся и говорящие картинки. За каждым кадром стоит огромный труд художников, аниматоров, режиссеров и звукорежиссеров, сценаристов, операторов и многих других профессионалов. Анимационные фильмы несут в себе важные культурные, моральные и образовательные функции, оставляя глубокий след в наших сердцах.

В нашем институте готовят уникальных специалистов на кафедре режиссуры мультимедиа и анимационного фильма. Абитуриенты могут выбирать между двумя специализациями: "Режиссёр мультимедиа " и "Режиссёр анимации и компьютерной графики ".

Роль режиссера анимационного фильма весьма разнообразна и трудоемка. Он — как дирижер в большом оркестре — от него зависит качество конечного продукта. Нужно понимать драматургию, владеть навыками рисунка, а также уметь работать с камерой и актерами. В то же время, направление цифровых медиа предоставляет студентам возможность познать искусство создания интерактивных медиа: от компьютерных игр до интерактивной рекламы.

Первые попытки оживить неподвижные изображения относятся к древним цивилизациям. Особое место в этом процессе занял Древний Китай с его «Театром теней». Позже, с XVII до конца XIX века, необыкновенно популярным был «волшебный фонарь», который проецировал изображения на экран.

Однако настоящий поворотный момент в истории анимации произошел 28 октября 1892 года в Париже, когда французский художник и изобретатель Эмиль Рейно впервые представил на суд публики движущиеся картинки, используя свой праксиноскоп. Эта дата и стала днем рождения анимационного кино.

 Россия внесла свой уникальный вклад в развитие анимации. В 1906 году Александр Ширяев, балетмейстер из Санкт-Петербурга, создал первый кукольный мультфильм, показывая на экране танцы миниатюрных куколок. В Советском Союзе анимация тоже нашла своё отражение, начиная с 20-х годов, когда студия «Культкино» выпускала анимационные фильмы на серьезные темы. Настоящей жемчужиной советской анимации стал «Союзмультфильм», открывшийся в 1936 году. Он подарил нам такие классические ленты, как «Конек-Горбунок», «Мойдодыр», «Аленький цветочек», и этими советскими мультфильмами восхищался сам Уолт Дисней!

Чем же мог так впечатлить мультфильм «Конек-горбунок» в 1947 году мэтра мировой анимации?  На этот вопрос нам ответила Ольга Рыбалко, выпускница нашего вуза 2009 г. по специальности «Режиссёр анимации и компьютерной графики», ныне - доцент кафедры режиссуры мультимедиа и анимационного фильма. С 2003 года она работала на студии анимационного фильма «Мельница» в рамках проектов «Алёша Попович», «Добрыня Никитич», «Кот и лиса», а позже - ведущим аниматором на проекте «Илья Муромец», с 2008 года - режиссёр детского сериала «Лунтик».

«Честно признаться, я эту историю не изучала. Знаю, как факт — не более. Но, возможно, в этом случае мне будет даже легче рассуждать», — поделилась своими мыслями Ольга Рыбалко. «Думаю, как раз-таки этим, в числе прочего, и прежде всего: самобытностью. В 40-е годы в США были популярны такие фильмы, как «Том и Джерри», истории с Микки-Маусом, Плуто, Дональдом и т. д. То есть веселые истории и погони. Из сказок, разве что, Белоснежка и семь гномов и Бэмби. «Конек-горбунок» развернул собой, как бы это сказать… крестьянскую человеческую жизнь — жизнь людей, которую посетило чудо. Как зрителя, человека, это могло поразить и вдохновить? Все хотят чуда в обычной жизни».

«Как художника — поражают визуальные стилистические решения. Всё, что можно увидеть в кадре, вдохновлено русскими росписями, лубочным творчеством, ремеслом народной игрушки. Достоверность пространства: природы и быта. Деликатность и тщательная проработка фонов, цветосочетаний. Ведь очень тщательная подготовка к съемкам была!» — продолжила она. «Как режиссера — ритм фильма и общая картина, когда ничего не “вываливается”. Работа с музыкой, которая органично окутывает визуальный ряд и создает глубину образа. Как аниматора, я думаю, его могла впечатлить работа с движениями людей и лошадей. Слышала, что Дисней был любителем лошадей — и эти животные прекрасны в мультфильме!».

«Первое явление кобылицы с переливающейся гривой меня  поражает и сейчас, в век любых спецэффектов. И особенно удивительно — как это, в 40-е годы! Честно сказать, я не знаю точно, использовался ли ротоскоп в этом фильме. С этой техникой наши аниматоры знакомы давно: раньше, чем студия Дисней — то есть, она была вполне доступна во время создания Конька, но очевидных признаков использования не вижу! Если и было такое, то на очень высоком интуитивно-профессиональном уровне», — отметила Ольга Рыбалко. Она подчеркнула: «Отдельно хочу отметить работу с мимикой и эмоциями персонажей: очень точная и тонкая работа, что также требует невероятной наблюдательности при работе над персонажем и кропотливости и аккуратности при воплощении».

Выход "Конька-Горбунка" в значительной мере обозначил поворотный момент в истории анимации, как отечественной, так и мировой. Именно после его триумфа студия Диснея начала активно создавать сказочные истории, такие как: "Золушка", "Алиса в стране чудес", "Питер Пэн" и "Спящая красавица". Интересно отметить, что параллельно с этим в диснеевских фильмах все чаще стали появляться лошади, как, например, в фильмах "Время мелодий" (1948), "Ветер в ивах" (1949), "Золушка" (1950) и "Спящая красавица" (1959). Хотя прямое влияние "Конька-Горбунка" на эти изменения остается под вопросом, его появление действительно совпало с периодом активного эксперимента и использования ротоскопа для создания более реалистичных анимаций. Интересно, что, несмотря на успехи в техническом исполнении, Дисней, похоже, не стремился к самобытности, которую успешно тарнслировали наши мультфильмы, что особенно очевидно на фоне глубоких народных корней и популярности произведений, таких как современные «Богатыри». Успех этих анимационных фильмов в нашей стране говорит о важности национальной идентичности и уникального художественного подхода, которые признаются и уважаются нашим зрителем. Иван Петрович Иванов-Вано выразил это лучше всех, подчеркивая, что истинное искусство мультипликации заключается не в копировании реальности, а в создании ярких и выразительных образов, что в полной мере отражает мастерство и уникальность советского мультфильма «Конек-Горбунок».

Международный день анимации ежегодно отмечается в 104 странах мира. В России этот день знаменуется открытием Большого фестиваля мультфильмов, в рамках которого проводятся встречи с создателями, мастер-классы и показы редких лент из коллекции Госфильмофонда и наши студенты ежегодно в нем принимают участие и занимают призовые места.

Интересные факты об анимации: Первый мультперсонаж в истории – динозавр Герти, появившийся на экране в 1910 году.

●        Известно, что Владимир Высоцкий должен был озвучивать Волка в «Ну, погоди!», однако роль досталась Анатолию Папанову.

●        Уолт Дисней получил 8 Оскаров за «Белоснежку и 7 гномов» – один большой и семь маленьких.

●        Чебурашка получил свои знаменитые большие уши, чтобы не напоминать медвежонка.

●        Изначально кот из «Трое из Простоквашино» должен был носить имя Тараскин, но стал Матроскиным.

Международный день анимации – это не просто праздник профессионалов, это день, который объединяет всех, кого волнует красивая, яркая, а иногда и поучительная история, рассказанная на экране. Мультфильмы остаются неизменной частью нашей жизни, принося радость и вдохновение всем и каждому.

 Интервью наших преподавателей в эфире Радио Sputnik Санкт-Петербург  слушайте по ссылке  

Новости

28.03.2025

В ГИКИТ наградили победителей конкурса «Цифровая палитра» среди школьников

28 марта в ГИКИТ прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса компьютерной графики и дизайна «Цифровая палитра», который совместно проводят ГИКИТ и РГПУ им. А. И. Герцена.

27.03.2025

В ГИКИТ выбрали лучших студентов-кураторов

Лучшим куратором академической группы стала второкурсница направления «продюсерство» Анна Коновалова, а лучшим куратором студенческого сообщества – также будущий продюсер, студентка четвертого курса Анита Ракшина

27.03.2025

С Всемирным днем театра!

Сердечно поздравляю вас с Всемирным днем театра!

27.03.2025

"Плевако": Интервью с Саввой Минаевым, автором сценария лучшего сериала "Ники-2024"

Сериал "Плевако" стал настоящим событием в мире российского телевидения, получив признание критиков и завоевав любовь зрителей. Мы поговорили с одним из сценаристов проекта, чтобы узнать, как создавался образ легендарного адвоката и какие трудности возникали в процессе работы над историческим экшен-детективом.

26.03.2025

Профессор ГИКИТ Александр Филиппов удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РФ

Указ Президента РФ о присвоении почетного звания профессору кафедры операторского искусства ГИКИТ опубликован на официальном сайте правовой информации.

26.03.2025

Студентки ГИКИТ триумфально выступили на конкурсе "МедиаПрофи", взяв сразу четыре награды!

Студентки кафедры телевидения ГИКИТ произвели фурор на Всероссийском конкурсе "МедиаПрофи", организованном РГПУ им. Герцена!

25.03.2025

Режиссеры мастерской Виктора Татарского представили вторые курсовые фильмы

В программу открытого показа мастерской режиссуры игрового кино Виктора Татарского «Семейные ценности» вошло четыре короткометражных фильма.

25.03.2025

День открытых дверей в ГИКИТ: более 200 абитуриентов познакомились с факультетом медиатехнологий

ГИКИТ распахнул двери для будущих студентов! Встреча прошла в теплой атмосфере и вдохновила абитуриентов на поступление!

25.03.2025

ГИКИТ на XXX Открытом Российском Международном Фестивале анимационного кино «Суздальфест».

Кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма ГИКИТ под руководством Ольги Ефимовой представила авторский мастер-класс Анастасии Збаразской, мультфильмы студентов, а также провела презентацию вуза для будущих абитуриентов.

24.03.2025

Встреча с мечтой: как ГИКИТ распахнул двери для юных талантов.

Знакомство с историей вуза, рассказ о курсах подготовки и посещение спектакля «Синяя птица» в учебном театре.

24.03.2025

Константин Лопушанский: главное – давать раскрыться личности студента

Профессор Санкт-Петербургского института кино и телевидения, известный отечественный режиссер Константин Лопушанский отмечен орденом «За заслуги в культуре и искусстве».

21.03.2025

"Синяя птица" надежды: благотворительный спектакль для особенных зрителей

В учебном театре состоялся особенный показ спектакля "Синяя птица" по мотивам пьесы Мориса Метерлинка.

21.03.2025

Толстовский дом как источник вдохновения для молодых кинематографистов

22 марта в программе «Пульс города» на телеканале «Санкт-Петербург» молодые режиссеры из ГИКИТ поделятся своими мыслями о поиске кинолокаций.

21.03.2025

Гордость и триумф: студент ГИКИТ покоряет международный кинофестиваль

Студент кафедры режиссуры документального фильма ГИКИТ Митрий Грудский (мастерская Сергея Дебижева и Виктора Васильева) триумфально заявил о себе на международном кинофестивале «Свидание с Россией. Сибирский характер», получив диплом "За лучший дебют" за свой фильм "Он помнит всё" о военной фотокорреспонденции времен Великой Отечественной войны.

20.03.2025

На фестиваль «INтонации – 2025» подано 503 заявки

С 13 по 17 мая Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения станет площадкой для XI Международного кинофестиваля студенческих работ звукорежиссеров «INтонации» – единственного в нашей стране фестиваля, полностью посвященного искусству звука в кино.

 

19.03.2025

Студенты ГИКИТ рассказали о кинохронике блокадного Ленинграда на конференции ВГИК

С 13 по 15 марта 2025 года прошла Международная молодёжная научно-практическая конференция, центральной темой которой стала «Великая Отечественная война в киноискусстве XX–XXI столетий».

18.03.2025

Сразу две работы студентов кафедры телевидения стали победителямипрестижного конкурса «Россия, устремленная в будущее»!

Студенты кафедры телевидения ГИКИТ вновь доказали свой высокий профессионализм, завоевав призовые места на Региональном этапе VIII открытого конкурса студенческих проектов «Россия, устремленная в будущее».

18.03.2025

От студенческой скамьи – к большому кино: выпускник ГИКИТ снимет военную драму при поддержке Минкультуры.

Выпускник факультета дополнительного образования ГИКИТ, Руслан Тихомиров, получил грант от Министерства культуры РФ на создание полнометражного фильма "Ушедшие в метель"!

18.03.2025

В ГИКИТ прошел открытый показ вторых режиссерских курсовых фильмов «Аллонимы»

Студенты мастерской режиссуры игрового кино Константина Лопушанского и Ратмира Лутфуллина представили зрителям четыре фильма.

18.03.2025

София Ухова - призер Международного конкурса научных работ молодых исследователей

Студентка 2 курса София Ухова кафедры медиакоммуникационных технологий завоевала бронзу.

18.03.2025

В Институте ожила поэзия Победы: студенты представили мини-фильмы в стихах

В институте состоялась съемка мини-фильмов в стихах в рамках вузовского проекта "Лики победы-голоса", посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

17.03.2025

Участники «Мистер и Мисс Студенчество-2025» рассказали о своих героических предках и земляках

В рамках заданий конкурса красоты и таланта финалисты 14 студентов, прошедших во второй этап, представили на суд жюри тематические презентации.

14.03.2025

Доцент кафедры ГИКИТ обучает ораторскому мастерству сотрудников прокуратуры

Доцент кафедры медиакоммуникационых технологий Арина Маркова провела обучающий семинар для представителей прокуратуры

13.03.2025

Документалисты ГИКИТ представили дипломные проекты

5 марта в ГИКИТ прошла первая защита проектов дипломных фильмов студентов мастерской режиссуры неигрового кино Александра Маркова и Марии Поприцак.

12.03.2025

Студенты кафедры звукорежиссуры создают аудиокнигу "Не убит подо Ржевом" к 80-летию Победы

В преддверии 80-летия Победы стартовал масштабный проект по созданию аудиокниги "Не убит подо Ржевом" по повести-были Сергея Микаэляна, участника Ржевской битвы и известного кинорежиссера. Проект, поддержанный сыном автора, реализует кафедра звукорежиссуры ГИКИТ. Цель – патриотическое воспитание молодежи и увековечивание памяти о подвиге советского народа. В год Защитника Отечества, объявленного Президентом России, аудиокнига станет важным вкладом в сохранение исторической правды.

12.03.2025

Профессор ГИКИТ Константин Лопушанский отмечен орденом «За заслуги в культуре и искусстве»

Указ о награждении режиссера и профессора кафедры режиссуры игрового кино ГИКИТ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным, разместили на официальном ресурсе правовой информации.

12.03.2025

Этимология русских слов студенты создают телепроект, пробуждающий интерес к родному языку

В лаборатории "Авторская телестудия" кипит работа над новым телепроектом "Этимология русских слов".
Студенты-медийщики под руководством опытного доцента создают серию увлекательных видеороликов для молодежи, раскрывающих тайны происхождения русских слов.
Первый ролик представят на Всероссийском конкурсе "Великий и могучий мой родной русский язык!". Проект объединил усилия кафедр телевидения, журналистики и актерского мастерства, чтобы создать яркий, образовательный и современный контент.

12.03.2025

Звуковой образ блокады Ленинграда в кинематографе

Первокурсники исследовали, как звук в фильмах о блокаде Ленинграда создает атмосферу ужаса и надежды. Анализ классики и современных картин, уникальные подходы и глубокое понимание темы – работы победителей (Анна Потёмкина, Ксения Быркова, Анна Мельник, Софья Игнатьева, Анастасия Мещерякова) стали ценным вкладом в
осмысление трагических событий. Узнайте, как звук в кино помогает прочувствовать боль и героизм блокадного города.

11.03.2025

Экскурсии в мир кинотехники: студенты погружаются в историю отечественного кинематографа

Студенты направлений «Реставрация» и «Народная художественная культура» посетили музей отечественной кинотехники.

10.03.2025

Студенты мастерской Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина показали зрителям первые курсовые

В киноконцертном зале ГИКИТ состоялся открытый показ первых курсовых работ мастерской режиссуры игрового кино Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина «Трудно быть».

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен