21.10.2024
Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 4
Почти экваторный четвертый показ, почти середина основной программы, прошел 18 октября 2024 года. Его фильмы, как и положено на экваторе, содержали немало контрастов. Показ объединил четыре фильма.
«Враги народа», режиссер Анжела Павлова (мастерская В.Е. Татарского).
Действие фильма разворачивается в Свердловске 1946 года. Две сестры живут в маленькой комнате коммунальной квартиры и хранят свой хрупкий, бедный и опасливый мир детей врагов народа.
Каждое их действие – словно порывистое движение запуганного зверька. В тихую, еще сонную реальность героинь врывается стук соседки и сквозняк телеграммы с просьбой о встрече поезда от возвращающейся из тюрьмы матери. В обжигающем остатке ночного тепла появляется дрожаще-нерешительное: «Оставить маму – значит спасти сестру», но старшая Надя к этому не готова. Не готова она и к предательству жениха, который превращает ее моральный выбор в жестокий ультиматум: «Откажешься – будешь жить».
Растерзанное, надрывное, брошенное Женей: «Тебе жить не боязно, все ни по чем!» не останавливает импульс слепого детского сердца младшей Жени, идет на ощупь, сквозь пронизывающий холод зимней ночи, на звук поезда и полинявшее, теплое ощущение матери.
Но встреча эта совсем не радостная, это тупое, искусственное искривление души, когда на хрустком ночном морозе выступают слезы, леденеют ресницы, но отогревается душа. Лед с нее спадает кусками, высвобождая живое, человеческое, с робким вкусом сладкой надежды, капли которой просачиваются в следующую работу.
«Зощенко. Лицо и маска», режиссер Елизавета Единение (мастерская В.Е. Васильева).
Перед показом фильма режиссер сказал: «Нас с писателем роднит желание сделать всех на свете людей счастливыми». И в свинцовой тяжести накрапывающего осененного дождя, в натурных сценах и в желтом электрическом свете музея-квартиры писателя, где делилась воспоминаниями его внучка, и в торжественном ощущении театрального показа по произведениям Михаила Михайловича чувствуется это желание сделать зрителя чуть счастливее, разрушив стену равнодушия к великим мастерам русской литературы.
Режиссер подчеркивает желание писателя быть понятым и принятым, знакомиться и привыкать без доли скепсиса и снобизма к новым людям, постигать новую, послереволюционную речь.
В одном из эпизодов звучат слова из дневников Михаила Михайловича: «Вероятно, нужно работать. Нужно все силы отдать стране, людям, новой жизни».
И это святое стремление посвятить себя чему-то настоящему, – про счастливое будущее, которое каждый человек оставляет или не оставляет потомкам. Именно оно способно изменить все.
«Посох Деда Мороза», режиссер Дмитрий Зубенко (мастерская В.А. Сорокина, С.В. Ражука).
Ночь 31 декабря удивительна, она несет новый год с его кутерьмой, праздниками, сменой времен года и листов в календаре, ответами на важные вопросы и отложенными желаниями.
Но двум главным героям фильма удается найти эти все ответы на дощатом, истертом кроссовками полу спортивного зала загородного детского дома, в котором неудачливый артист ТЮЗа Михаил был вынужден остаться на ночь после неудачно сыгранной роли деда Мороза во время поздравления сирот.
К нему приходит девочка Таня, мечтающая стать актрисой, и с наивностью спрашивает: «Как стать?». И ответ на этот вопрос перерастает в рассказ о Сирано. И оба этих актера, не ставший и мечтающий, погружаются в историю с настоящей любовью, звоном шпаг, тонким запахом цветов и печальным отпечатком смерти.
Попытка поиграть в большую историю, большую, чем когда-либо сможет привлечь даже сумма двух их трепещущих на ветру жизней, не оставит их прежними.
«Давай, белка, беги!» режиссер Александра Лалова (мастерская Ю.Н. Фетинга, Е.В. Малкова).
Последний фильм показа пропитан ощущением летней ночи, драйвом, борьбой за жизнь.
За одну ночь двум неудачникам, Але и Петру, нужно найти смысл жизни, иначе на рассвете их убьет агентство, помогающее найти смысл жизни и убивающее в случае неудачи.
Выполняя действия из игры, герои лучше узнают себя и друг друга, получают возможность сделать работу над ошибками, почувствовать мир и, наконец, сдвинуться с мертвой точки страха, смешавшегося с рутиной.
Четыре разных фильма, четыре истории о заблудившихся, ищущих и находящих людях. Разные обстоятельства и времена – но общая тема роста и взросления персонажей читалась в каждом кадре будущих мастеров киноиндустрии.
Елена Шерстяк, группа 1323