07.11.2023
Художник-постановщик Павел Новиков провел мастер-класс для студентов ГИКиТ
Павел Новиков выступил в роли художника-постановщика фильмов: «Сердце Пармы», «Убойная сила – 6», «Своя война. Шторм в пустыне», «Салют – 7», «Метро» и многих других. 3 октября он поделился секретами производства декораций, поиска локаций и создания спецэффектов на примере работы над фильмом «Метро».
Лента «Метро» вышла в 2012 году. Это - фильм-катастрофа об аварии, произошедшей в московском метрополитене. Главные герои выживают в невероятных условиях, пока тоннель заполняется водой.
«На проработку съемочного процесса нашей команде дали 4 месяца, это очень хорошо, жаль, что такой подход – пока редкость. Почитав сценарий, мы поняли что реализовать его очень сложно, практически невозможно. Но постепенно мы придумывали все новые и новые решения, которые в итоге привели к успешным съемкам», - вспоминает Павел Новиков.
Изначально, у группы была идея снимать непосредственно в метро на каком-нибудь строящемся участке. Но ее отмел оператор, который уже имел опыт съемок в метро, и категорически отказывался его повторять. Тогда было принято решение – строить декорацию. После обсуждения материалов, спуска в тоннель метро, экскурсии по музею метрополитена, удалось сделать достаточно легкую и экономичную конструкцию, внутри которой создавалось полное впечатление нахождения в подземке.
Пока снимали сцены в пустом тоннеле, были достигнуты договоренности о поставке двух списанных вагонов метро. Чтобы поместить их в декорацию, «крышу» тоннеля заранее сделали съемной.
Покорежить вагоны оказалось непростой задачей - они выполнены из очень прочных материалов - пришлось действовать при помощи экскаватора, тогда нужный эффект был достигнут.
Воду внутри декорации периодически меняли, чтобы она не зацвела. Актеры находились внутри декораций в гидроизоляционных костюмах: несмотря на то, что съемки проходили летом, долгое нахождение в такой среде без спецодежды – нежелательно.
Сложной задачей оказалось найти локацию для съемок входа в метро. Площадка должна была быть достаточно просторной для размещения съемочной техники.
«Рассматривалось несколько локаций, в том числе вариант со строительством декораций, но это оказалось слишком дорого. В итоге мы нашли здание, входная группа которого очень похожа на метро. Большим плюсом было то, что здание недавно освободили от офисов и оно временно пустовало. Мы только заменили двери, и вход в метро получился настолько реалистичным, что через некоторое время прохожие стали заходить в декорации, путая их с настоящим вестибюлем метрополитена», - продолжает Павел Новиков.
Разумеется, фильм-катастрофа не обошелся без спецэффектов. Они просто необходимы для усиления драматических моментов, ведь зрители должны сопереживать главным героям, погружаться в трагические события.
Мастер-класс вызвал большой интерес у слушателей, Павел Новиков ответил на множество вопросов, что позволило студентам больше узнать о процессе кинопроизводства.