11.05.2023
Первый советский «Оскар» получил выпускник ГИКиТ в годы Великой Отечественной войны
Преподаватель ГИКиТ доцент кафедры гуманитарных и общественных наук Сергей Виватенко поделился интересными фактами о судьбе вуза и колледжа в военные годы. Спикер рассказал о подвигах и достижениях выпускников, студентов и всех причастных к истории института.
По словам Сергея Виватенко, значительную роль в истории блокадного Ленинграда сыграло здание Киновидеотехнического колледжа на улице Правды 20. Там он располагается с 1968 года, а в годы Великой Отечественной войны в этом здании находился штаб 3-ей Фрунзенской дивизии народного ополчения. Кроме того, на третьем и четвертом этажах здания в военные годы был расположен интернат для сирот.
«Дети, чьи родители, в основном, скончались в годы блокады, нередко умирали в интернате сами. Так, в аудитории К101 находился морг. Именно это здание активнее использовалось, поскольку его было проще обогревать», – пояснил доцент кафедры гуманитарных и общественных наук ГИКиТ Сергей Виватенко.
Интересная и драматичная история связана с соавтором мозаики «Иисус Христос и отроки» на фасаде главного здания на улицы Правды 13 – Владимиром Фроловым (мозаика была изготовлена в семейной мозаичной мастерской его отца Александра Фролова). Он с коллегами из своей мастерской в блокадном Ленинграде делал мозаику для Московского метро.
«Фролов считал, что выжить можно, только будучи занятым. Поэтому в тяжелые блокадные годы он и его мастера, полуживые, ежедневно трудились над московским заказом для самого Сталина. Из 15 мастеров команды выжили меньше половины. Сам Владимир Фролов по окончании работы пешком дошел до Смольного, заказал грузовик для отправки мозаики по «Дороге жизни», погрузил ее в кузов, вернулся домой и умер» – рассказывает Сергей Виватенко.
Спикер напомнил и о другом интересном факте – первый советский «Оскар» за лучшую операторскую работу в фильме 1942 года «Разгром немецких войск под Москвой» получил выпускник операторского факультета Ленинградского государственного техникума кинематографии Теодор Бунимович.
В ноябре 41-го по указу Сталина 15 фронтовых операторов начали снимать хронику о боях за советскую столицу. Подвальный этаж студии превратился в казарму, где жила съемочная группа во главе с режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным. 23 февраля 1942 года фильм вышел на экраны, а год спустя картина получила «Оскар».
Сегодня это в первую очередь бесценный исторический документ Великой Отечественной войны.