26.04.2023
Звукорежиссер Виктор Морс: «Звук — это инструмент психологического воздействия»
В рамках программы фестиваля «Интонации» известный звукорежиссер, член жюри, Виктор Морс провел со студентами Института кино и телевидения мастер-класс «Многообразие звуковых решений в фильме». Спикер поделился секретами профессионального мастерства на примерах своих работ и ответил на вопросы из зала.
Виктор Морс – неоднократный лауреат премии студии «Беларусьфильм» за лучшую работу звукорежиссера, обладатель золотой медали имени Юрия Тарича, известен своими киноработами «Дикая охота короля Стаха», «Венок сонетов», прогремевшей на международном уровне военной драмой «Иди и смотри».
Мастер-класс привлек как начинающих, так и почти состоявшихся звукорежиссеров выпускных курсов. Слушатели интересовались и техническими, и психологическими аспектами мастерства.
«Я особенно хотел узнать, с помощью каких эффектов делают звук взрывов. В частности, как это делали в знаменитом фильме "Иди и смотри" в те времена, когда технические возможности были меньше», – поделился первокурсник кафедры звукорежиссуры Константин Захаров.
Студентка пятого курса Арсения Дементьева пришла без конкретных вопросов. Девушка пояснила:
«Лично мне в целом интересно узнавать о находках опытных звукорежиссеров, об их профессиональных приемах, решениях, о том, как они приходят к ним».
На примерах своих фильмов Виктор Морс показывал, какую работу со звуком он проделал в каждом случае и какого эффекта хотел достичь. Так, в фильме Светланы Быченко о жизненных циклах природы «Меня приводит в движение свет» некоторые звуки пришлось имитировать подручными средствами, записывать, сводить и добавлять в киноленту.
При работе над фильмом «Венок сонетов» у звукорежиссера возникла идея использовать стихи Беллы Ахмадулиной в авторском исполнении. Причем, по словам Виктора Морса, стихи были написаны специально для этой картины.
В ходе мастер-класса эксперт продемонстрировал десять отрывков из лент разных жанров, в том числе анимационных фильмов. Виктор Морс обратил особое внимание на то, как с помощью низкочастотных звуков усилил соответствующее настроение в анимационном фильме про Холокост. Звуковое сопровождение состояло из произведений Баха, Малера и органной прелюдии белорусского композитора, опущенных на несколько октав вниз.
«Звук – инструмент психологического воздействия. Причём, в большей степени это можно ощутить, когда слабый сценарий. Тогда приходится что-то придумывать в том числе со звуком», – сказал Виктор Морс.
Именно взаимодействию драматургии и звука было посвящено большинство вопросов. По словам Виктора Морса, в каждом фильме можно прочесть и характер и «почерк» звукорежиссера. Для одной и той же ленты каждый профессионал может подобрать разное звуковое сопровождение, и получатся разные картины. «Это и есть магия звука», – отметил Виктор Морс.