20.04.2023
В ГИКиТ состоялся спецпоказ фильма «Айта» якутского режиссера Степана Бурнашева
Студенты ознакомились с кинолентой и смогли напрямую задать ему вопросы о технической стороне съемок и о затронутых в фильме социальных и философских проблемах. Премьера «Айты» состоялась на Первом фестивале авторского кино «Зимний». Триллер отметили двумя наградами: Степан Бурнашев был признан лучшим режиссером, а исполнитель главной роли Иннокентий Луковцев — лучшим актером.
«Айта» — третий за год полнометражный фильм якутского режиссера Степана Бурнашева. Ранее на экраны выходили его хоррор «Проклятие. Мертвая земля» и мелодрама «Наша зима». «Айта» стала 13-й картиной 40-летнего режиссера.
Драматичный сюжет застрагивает сразу несколько остросоциальных тем: межкультурный конфликт, буллинг, конфликт поколений.
В Якутской деревне после прогулки с приятелями сводит счеты с жизнью примерная старшеклассница Айта. В кармане девушки находят записку с текстом: «Афоня, я тебя ненавижу!», а после экспертизы выясняется, что погибшая ждала ребенка. Подозрение сразу падает на местного жителя Афанасия – приезжего русского полицейского, который подвозил Айту домой в роковой вечер. Разъяренные жители деревни и отец погибшей уже планируют самосуд над совратителем. Судьба Афанансия оказывается в руках следователя Николая.
Студентам ГИКиТ показали этот фильм, и в формате видеосвязи киноленту со зрителями обсудил сам автор. О профессиональных секретах успеха и нюансах съемочного процесса Степан Бурнашев рассказал в неформальной беседе. Так, зрители с удивлением узнали о том, как съемочной группе пришлось потрудиться, чтобы «сделать дождь», который идет в кадре на протяжении почти всего фильма, – «Айту» специально снимали в Якутии в течение самого дождливого месяца – августа – но настоящих ливней так и не дождались. Степан Бурнашев поделился:
«Ограниченность бюджета диктует такие условия, в которых приходится что-то придумывать. Мы одолжили две мотопомпы, которыми делали дождь. Это было практически нереально, но мы умудрились, благодаря самоотверженной работе ребят. У меня в команде не было случайных людей, которые хотят просто зарабатывать».
Один из вопросов, заданных студентами режиссеру, касался затронутых в фильме социальных проблем. В частности, о межкультурных противоречиях и их возможных разрешениях. Степан Бурнашев ответил:
«Важно всегда ставить себя на место как субъекта, так и объекта шовинизма. Вот тогда все встанет на свои места. В этом фильме мы постарались показать всем, каково быть и в большинстве, и в меньшинстве».
По словам режиссера, в фильме затронули и проблему цифрового буллинга, распространения ложной информации, невозможности общества ее анализировать.
Как признался Степан Бурнашев, при обсуждениях «Айты» на множестве кинопоказов основную проблематику картины все видят по-разному, и именно это режиссер считает главным критерием хорошего кино: оно должно охватывать много тем, а какая из них главная, каждый зритель определит для себя сам.