10.04.2023
В ГИКиТ прошел мастер-класс Дмитрия Бакирова «Кино как пространство субъективного»
В пространстве «Лофт» Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения состоялся мастер-класс доцента кафедры драматургии и киноведения Дмитрия Бакирова. Он рассказал об эволюции и многообразии способов передачи субъективного в мировом кинематографе. Мероприятие прошло в рамках Всероссийской декады выпускников творческих вузов.
По словам Дмитрия Бакирова, самый просто способ передачи субъективного – это персонификация камеры. Уже в начале XX века режиссеры поняли, что камера может быть персонажем фильма. Например, она способна бежать за кем-то или от кого-то.
«В 1931 году Рубен Мамулян делает экранизацию повести “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”. Фильм начинается с того, что человек играет на домашнем органе, мы видим тень его головы и руки. Затем к нему подходит дворецкий, говорит, что герой может опоздать в институт. Герой поднимается, идет по коридору, одевается перед зеркалом. При этом в ходе съемок зеркало имитируется», – привел один из примеров использования субъективной камеры киновед.
Первой картиной, которая была полностью снята субъективной камерой стал фильм режиссера Роберт Монтгомери «Леди в озере». Его премьера состоялась 1946 году. При этом реклама фильма гласила, что каждый зритель станет героем ленты.
«Зритель сам является персонажем фильма. Мы видим героя всего два раза, когда он отражается в зеркале. И здесь есть другой интересный момент – режиссер сыграл главную роль, но его почти нет в этом фильме. Это детективная история. Герой крадется за бандитами, прячется в кустах, получает в челюсть. Камера постоянно взаимодействует с другими персонажами. Люди того времени не оценили новаторство. Массовый зритель не ходил на этот фильм. Он считался странным. А лет через десять – он стал культовым», – отметил Дмитрий Бакиров.
Другим способом передачи субъективного является искажение объективного, считает киновед. В качестве примера он назвал фильм 1915 года «Безумие доктора Тюба», снятый Абелем Гансом.
«Доктор Тюб создает какое-то вещество, по сути, галлюциногенный порошок. И те, на кого он попадает, начинают видеть мир особым образом. Все плывет перед глазами, деформируются размеры и так далее. Видно, что Абеля Ганса в первую очередь интересует работа с кривыми линзами и зеркалами, но у него есть сюжетная мотивировка», – сказал Дмитрий Бакиров.