17.04.2023
Мировой кинематограф в зеркале научной мысли преподавателей и студентов кафедры драматургии и киноведения
В рамках форума «Неделя науки и творчества» в Институте кино и телевидения прошла Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития мирового кинематографа: философия, этапы и уроки, методология исследования», организованная кафедрой драматургии и киноведения.
Участников мероприятия приветствовал Врио ректора А.В. Бабаян.
В конференции приняли участие известные киноведы, драматурги и продюсеры из Индонезии, Южной Кореи, Китая (материковой части и Внутренней Монголии), Казахстана, Кыргызстана и Ливана. Все они в онлайн режиме приветствовали организаторов и участников конференции и сделали интересные, содержательные доклады о современном состоянии индонезийского, корейского, китайского, казахского и кыргызского кинематографа. К примеру, выпускница нашего института Айзада Амангельды – ныне сценарист, режиссер, директор собственного продюсерского бюро – активно участвует в создании нового кыргызского кино, вкладывая в этот процесс все знания и умения, полученные во время обучения в магистратуре по направлению «Драматургия».
33 доклада, 9 часов непрерывного вещания, выразительные презентации, каверзные вопросы, пристальное внимание, несмотря на усталость – все это было возможно только потому, что тематика и качество докладов на целый день перенесли участников конференции в великий мир мирового кинематографа, его истории и теории, его героев и антигероев. Впервые в такого рода форуме приняли участие не только магистры, аспиранты и студенты-киноведы, но и студенты-драматурги, мысли которых оказались и глубокими, внятными, и обладающими оригинальным взглядом на кинопроцесс.
Модератором конференции выступила заведующий кафедрой драматургии и киноведения, доктор искусствоведения, профессор С. И. Мельникова. Вместе с Оргкомитетом, в который под ее председательством вошли доцент кафедры, кандидат искусствоведения С. А. Семенчук, ст. преподаватели Д. В. Богуславская и М. А. Дробинцева, ей удалось создать картину движения современной научной мысли в области искусствоведения. Помимо киноведения, в докладах использовались методы смежных наук – культурологии, эстетики, литературоведения, театроведения. Киноведческий же дискурс был явлен целым рядом глубоких, оригинальных исследований как преподавателей кафедры, так и студентов.
Российский и казахский, французский и кыргызский, американский и китайский, английский и индонезийский, немецкий и корейский кинематограф был явлен молодыми исследователями в виде единого медиапространства, которое имеет общий вектор развития при всем своеобразии и отличии каждой из культур.
К примеру, студентка-драматург Светлана Юрченко под руководством доцента Н. Н. Шибаевой оригинально представила миф об Орфее в двух французских киноинтепретациях, а сценарист Тихон Кобяков сравнил два американских фильма («Кит» и «Отец»), созданных по театральным пьесам.
Доклады Анжелики Байрак, Ксении Гранкиной (киноведы 4-го курса) и Антонины Меньшиковой (киновед 2-го курса), выполненные под руководством доцента, кандидата искусствоведения В. С. Майзель, были посвящены европейскому кинематографу и отличались особенной изысканностью в выборе и репрезентации материала.
Акарилаланг Витхарджа, магистр из Индонезии, поведал о появлении антигероя в индонезийском кинематографе и сделал это под руководством И. А. Ефимовой, доцента, кандидата искусствоведения глубоко и содержательно.
А интерес студентов-драматургов Ульяны Румянцевой и Анны Старковой к творчеству режиссера Я. Шванкмайера, вызванный их руководителем, доцентом Н. Н. Шибаевой, реализовался в двух оригинальных докладах. Погружение в научную проблематику в области кинематографа исследования позволяет будущим сценаристам мыслить структурно, значительно расширяя горизонты их познаний.
Наиболее интересной страницей конференции стало обращение к отечественному кино и его главным фигурам. Анастасия Авсюк представила свои размышления о творчестве Сергея Овчарова, которые оказались необычайно актуальными в процессе поиска основы для современного кино.
Аспирант первого года обучения Константин Червяков (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор С. И. Мельникова) обратился к фигуре своего учителя, звукорежиссера А. Г. Гасан-заде, который долгие годы работал на «Ленфильме», одновременно преподавая в Институте. Докладчик сосредоточился на монтажной теории своего мастера и вызвал необычайный интерес у аудитории необычным ракурсом и методологией исследования. Студентка-киновед второго курса Ульяна Андреева с докладом «Тема двойничества в отечественном кинематографе 2010-х годов» смогла проявить не только высокий исследовательский уровень, но и оригинальность мышления.
Часть выступлений была посвящена методологии исследований в современном искусствоведении, что особенно актуально в связи с относительной молодостью такой науки, как киноведение.
Практически все доклады вызвали отклик у аудитории, которая оставалась заполненной почти до 20.00. Наши зарубежные коллеги также находились на связи с нами, равно как и большое число онлайн-зрителей и слушателей.
Текст: заведующий кафедрой драматургии и киноведения ГИКиТ С. И. Мельникова