06.04.2023
Лев Лурье: точки перелома в истории России – это время, о котором снимается кино
В Санкт-Петербургском государственном Институте кино и телевидения состоялся мастер-класс историка, журналиста Льва Лурье и режиссера Натальи Серовой «Работа над высокобюджетным многосерийным документальным проектом». Студентов Института погрузили в эпоху оттепели, рассказав, как создается большое кино.
Документальный сериал «1956. Середина века» создавался совместно Львом Лурье, Натальей Серовой и Сергеем Юрским. Сериал посвящен поворотной вехе в истории страны, «эпохе хрущевских реформ». Документальный сериал состоит из 12 серий, каждая из которых рассказывает и затрагивает историю страны.
«Важно создавать темпоритм произведения. В нашем проекте «1956. Середина века» в каждом месяце выбиралась главная тема, от которой шли основные события. Таким жестким ритмом создается динамика и драматургия», – поделился приемами мастерства Лев Лурье со студентами Института кино и телевидения.
Наталья Серова рассказала слушателям о роли режиссера в большом кино:
«Важно создать комфортные условия для героя. Мы снимали Сергея Юрского на территории бывшего юридического факультета Университета, где он учился. Таким образом, мы погрузили его в комфортные условия, в которых на него нахлынули воспоминания».
Также режиссер отметила, что важно работать не только с собственной памятью при съемки документального кино, но и обращаться к первоисточникам, хроникам. Например, она работала с книгой Михаила Германа «Сложное прошедшее». Также ей помогала воспроизвести эпоху 50-х годов хроника учебных фильмов того времени.
Чтобы снять большое кино или документальный сериал очень важна сама фактура. Ведущие мастер-класса выбрали для этого 1956 год – год, который имеет свойство перехода к темной полосы к светлой, огромное количество явлений, сложную смесь разных тенденций. В этом году прозвучал знаменитый секретный доклад Хрущева на XX съезде партии и развенчание культа личности Сталина. Также этот год знаменателен зимней и летней Олимпиадой, созданием первой баллистической ракеты, освобождением политзаключенных из ссылок и лагерей, выставкой Пикассо и многими другими событиями.
«Только представьте себе, каково снимать кино в ''тучные времена''. Съемки были в Казахстане, США, Венгрии. Съемочная группа работала на нескольких площадках. Это, действительно, было очень интересное время», – рассказал студентам Лев Лурье.
«Роль ведущего документального кино имеет множество подводных камней. У телевидения ведь не было времени «немого периода», ТВ – всегда болтливо. Чем выгодно отличался наш проект? Все были на своих местах», – вспоминает создание фильма режиссер Наталья Серова.
Лев Лурье, кандидат исторических наук, журналист. Четырежды лауреат премии «Золотое перо» за лучшие журналистские работы. Автор десятка документальных фильмов.
Наталья Серова, режиссер, автор документальных фильмов. Доцент кафедры режиссуры кино и телевидения Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Действительный член Евразийской телевизионной академии, действительный член Международной академии радио и телевидения.