09.03.2023
Сергей Ярошецкий: краеведение – это прошлое, настоящее и будущее
В Институте кино и телевидения прошел мастер-класс шеф-редактора издательского дома «Адреса», председателя Гильдии журналистов, работающих в сфере архитектуры, строительства и сохранения архитектурного наследия Сергея Ярошецкого. Мероприятие состоялось в рамках серии мастер-классов кафедры телевидения СПбГИКиТ «Знакомство с профессией».
По словам Сергея Ярошецкого, возраст журнала «Адреса Петербурга» очень просто узнать – для этого нужно из возраста Северной столицы вычесть 300:
«Журналу в этом году исполняется 20 лет. Сейчас мы работаем над сотым выпуском – при этом в их число входят не только журналы, но и книги. Мы иногда выпускаем их под тем же брендом. Книги мы создаем по другому принципу, но не прерываем нумерации. Последняя книга, которая была сделана в конце прошлого года, называется “Адреса Петра Великого”».
Ведущий мастер-класса рассказал, что сейчас проект переживает бурное развитие. Например, теперь он охватывает Москву – появились два печатных выпуска, посвященных столице, а также постоянно обновляемый портал. Кроме того, вышел номер журнала «Адреса Пензы». В планах журналы об истории других городов России.
Примечательно, что создание журнала «Адреса Петербурга» стало первым подобным опытом Сергея Ярошецкого. До этого он участвовал в выпуске крупных печатных СМИ, однако это были газеты – другой формат.
«В 2003 году меня попросили превратить один очень скучный и тоскливый интерьерный журнал в талантливый и интересный журнал. Так появились “Адреса Петербурга”. Мне это очень понравилось, и с тех пор я сделал много журналов. Как воплощаются подобные проекты? Я собрал креативную группу. В нее вошли я, художник Александр Флоренский – один из лидеров группы “Митьки”, и дизайнер Митя Харшак, который сегодня возглавляет направление дизайна в Высшей школе экономики».
Редактор рассказал, что первое время он озвучивал идеи, которые придумывал в огромных количествах, и следил за реакциями Александра Флоренского. Если тот мотал головой, было понятно, что задумка ему не нравится. Тогда Сергей Ярошецкий придумывал что-то новое.
«В любой креативной группе нужен генератор идей и критик. Александр Флоренский был для меня эталоном хорошего вкуса. К сожалению, мы проработали в одной редакции не очень недолго. Уже в 2004 году мы расстались. При этом созданный им шрифт остался в журнале – как и все остальные удачные наработки. И я всегда подчеркиваю, что Флоренский был одним из его создателей», – сказал ведущий мастер-класса.
В отличие от истории, которая занимается только прошлым, краеведение охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее, – уверен редактор. При этом в изданиях, которые посвящены этой теме, наблюдаются две крайности.
«Существует множество совершенно разных краеведческих изданий. Их делают странные люди, которые подолгу сидят в архивах, копаются в старых фотографиях – им очень интересно изучать все, что вокруг них. Некоторые из них умеют интересно об этом рассказать, некоторые – нет. И эти люди делают серенькие и скучные краеведческие журналы и газеты. И читают в основном сами себя», – сказал Сергей Ярошецкий.
Другая крайность – развлекательная периодика, эксплуатирующая тему истории города. Серьезные исследователи никогда не обращают на нее внимания из-за слишком низкого качества материалов. Журнал «Адреса Петербурга», по замыслу его создателей, должен был занять вакантное место среди печатных изданий о культурной столице:
«Мы решили использовать методы профессиональной журналистики, хотя порою сознательно переворачивали их с ног на голову. Для нас было важно, чтобы журнал, с одной стороны, уважали ученые, чтобы они хотели публиковаться в нем, а с другой – чтобы он был ярким и интересным».
Текст: Служба информации и общественных связей ГИКиТ