28.02.2023
Вместе в кино
Вместе в кино
Студенты кафедры режиссуры неигрового кино вместе с доцентом кафедры драматургии и киноведения Маргаритой Капреловой посмотрели в кинотеатре «Каро. Варшавский Экспресс» документальный фильм «Живой» 19 февраля. Картина снята под художественным руководством А.Н. Сокурова и участии некоммерческого фонда поддержки кинематографа «Пример интонации» (фонд Александра Сокурова).
Режиссер Константин Селин исследует в этом фильме сложный вопрос исторической памяти. Героем фильма стал молодой историк, художник, автор трехмерных панорам Дмитрий Пошторенко, руководитель мастерской «Невский баталист». Еще в пятилетнем возрасте Дмитрий нашел кости безымянного солдата, погибшего на Невском пятачке, был участником, а затем и руководителем поискового отряда «Шлиссельбург». Команда Дмитрия идентифицирует личности погибших воинов и, если позволяют артефакты, находит родственников, передает им вещи, тем самым протягивая невидимую нить от мертвых к живым. Вначале фильма зритель наблюдает алхимию процесса – рождение лиц для будущих скульптур. Самых разных возрастов, застывшие в немых эмоциях – гнева, ужаса, страдания – воссозданные по фотографиям тех лет, эти маски обретают черты живых людей, становятся конкретной, а не обезличенной судьбой. Трехмерная диарама позволяет зрителю не просто наблюдать реконструированную картину, а буквально увидеть ее изнутри, прикоснуться к деталям, аудиогид и звуковые эффекты дополняют увиденное, создают иммерсивное зрелище. Режиссер не появляется в кадре, но его присутствие ощущается. В том, как контрапунктически подобраны сцены к воспоминаниям героя о найденных в окопе останках и о последующем «культурном слое». Осознавая значимость проектов, государство поддерживает художника, однако постоянной экспозиции и собственного здания у него нет. Переезжая с места на место, легко превратить плоды своего труда в груду мусора. Но ведь замысел автора именно в том и состоит, чтобы память у нас не была короткой, чтобы «те, кто приняли смертный бой» действительно не были забыты, да и чтобы нам самим не сбиться с пути.
Зазор, который режиссер оставляет зрителю, позволяет наполнить его собственными смыслами. При всех этих непростых вопросах сохраняется единство во взглядах режиссера и его героя. Дополнительное звучание приобретает современный контекст. Все эти вопросы поднимались студентами во время обсуждения. А, главное, что они не остались равнодушными.