27.02.2023
Киномузыка: феномен аудиовизуального синтеза
Киномузыка: феномен аудиовизуального синтеза
25 февраля 2023 года в СПбГИКиТ состоялся внутривузовский конкурс творческих студенческих работ «КИНОМУЗЫКА: ФЕНОМЕН АУДИОВИЗУАЛЬНОГО СИНТЕЗА. Анализ музыкального решения фильма».
Конкурс был организован кафедрой филологии и истории искусств и проходил в дистанционном формате под руководством заведующей кафедрой, кандидата искусствоведения, доцента Г. Г. Осиповой. Студенческие работы оценивало жюри в составе: кандидат искусствоведения, доцент, композитор В. Е. Смотров (председатель жюри), кандидаты наук, доценты кафедры филологии и истории искусств – историк литературы М. А. Дмитриева, музыковед Н. В. Данилова, киновед С. В. Хлыстунова.
Цель конкурса осмысление студентами феномена киномузыки как важнейшей составляющей аудиовизуального синтеза – выдвинула перед его участниками целый ряд задач. Среди них умение анализировать музыкальную драматургию в режиссерской концепции фильма; развитие навыков искусствоведческого подхода в оценке выдающихся явлений отечественного и мирового кинематографа; сравнение методик работы режиссера и композитора над саундтреками; и как результат стимулирование обучающихся к изложению на высоком профессиональном уровне собственных мыслей и идей.
В конкурсе принимали участие студенты-звукорежиссеры 3 курса групп 1057а и 1057б, используя приобретенный опыт изучения дисциплины «Музыка в кино». Общее количество присланных на конкурс работ 17. Для финала были отобраны 9 лучших студенческих исследований.
Перед жюри стояла нелегкая задача: уровень работ был настолько высок, что было решено дать 3 первых места, 3 вторых и столько же третьих. Председатель жюри В. Е. Смотров отметил вкус и уровень в выборе режиссеров и фильмов для анализа – и прежде всего знаковых произведений отечественного кино и авторов, сотрудничавших с выдающимися композиторами современности. Разбиралась музыка недавно ушедшего от нас мэтра Эдуарда Артемьева в фильме Н. Михалкова «Раба любви», партитура Альфреда Шнитке в фильме А. Аскольдова «Комиссар», и что особенно похвально творчество композиторов ленинградско-петербургской школы Сергея Курёхина («Замок» А. Балабанова) и Леонида Десятникова («Москва» А. Зельдовича).
В лучших образцах анализа подробно квалифицирован каждый звучащий эпизод в его эмоциональном воздействии на зрителя, определены разнообразные функции музыки в ее связи с изображением, темы-лейтмотивы, и как результат – сформулирована и объяснена режиссерская концепция музыки (что порой непросто определить даже самому режиссеру). М. А. Дмитриева отметила почти безупречную грамотность изложения текста и на удивление хороший авторский слог.
В выборе лауреатов жюри руководствовалось критериями полноты в раскрытии заявленной темы, тщательности в отборе фактологии и структурировании материала, оригинальности и литературного достоинства текста, а также присутствия ярко выраженной авторской позиции.
В итоге результаты конкурса распределились следующим образом:
1-е место:
Сегень Василий, студент 3 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057а за работу «Анализ музыкального решения фильма: Алексей Балабанов. «Замок»»;
Кузнецов Виктор, студент 3 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057а за работу «Анализ музыкального решения фильма: Никита Михалков. «Раба любви»»;
Медведев Даниил, студент 3 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057а за работу «Анализ музыкального решения фильма: Итан и Джоэл Коэны. «Внутри Льюина Дэвиса»».
2-е место:
Васенькин Степан, студент 3 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057а за работу «Анализ музыкального решения фильма: Александр Аскольдов. «Комиссар»»;
Шапошников Лев, студент 3 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057а за работу «Анализ музыкального решения фильма: Кевин Смит. «Догма»»;
Мельников Захар, студент 3 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057б за работу «Анализ музыкального решения фильма: Александр Зельдович. «Москва»».
3-е место:
Кириллова Серафима, студентка 3 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057а за работу «Анализ музыкального решения фильма: Ларс фон Триер. «Танцующая в темноте»»;
Колодочка Кирилл, студент 3 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057б за работу «Анализ музыкального решения фильма: Мартин Скорсезе. «Таксист»»;
Архипова Екатерина, студента 3 курса специальности «Звукорежиссура», гр. 1057а за работу «Анализ музыкального решения фильма: Алехандро Гонсалес Иньярриту. «Вавилон»».
Поздравляем так порадовавших нас и впечатливших результатами победителей конкурса!
Г. Г. Осипова,
заведующая кафедрой филологии и истории искусств,
куратор конкурса