03.02.2023
4 февраля - день рождения Якова Протазанова, одного из основателей русского кинематографа
4 февраля - день рождения Якова Протазанова, одного из основателей русского кинематографа. В период с 1911 по 1920 годы Протазанов написал и поставил около 80 фильмов, в том числе «Пиковую даму» (1916) и « Отец Сергий» (1918), которые были признаны шедеврами. В 1920 году Яков Александрович решил эмигрировать из России. Но через несколько лет его уговорили вернуться, и так получилось, что самые свои лучшие фильмы режиссер снял в Советском Союзе. Картина «Аэлита» (1924) стала первым советским полнометражным фантастическим фильмом о космическом полете, который впоследствии стали называть предшественником кинофантастики ХХ века. Ярче всего режиссёрский и сценарный талант Протазанова раскрылся в литературных экранизациях. «Бесприданница» (1936) по пьесе А. Н. Островского стала одной из лучших советских экранизаций классической драматургии. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году лента получила золотую медаль. Протазанов открыл талант ряда выдающихся актеров: Николай Баталов, Игорь Ильинский, Вера Марецкая, Анатолий Кторов, Нина Алисова, Иван Мозжухин, Михаил Климов, Михаил Иванович Жаров и многие другие.
В нашей библиотеке есть интересные книги, посвященные жизни и творчеству Я. Протазанова, которые, несомненно, будут полезны студентам, интересующимся историей кинематографа.
Яков Протазанов. О творческом пути режиссера : [сборник] / сост. М. Н. Алейников. - 2-е изд., пераб. и доп. - М. : Искусство, 1957. - 395 с. : ил. Эта книга - первый опыт изучения творческой биографии мастера советской кинематографии. Из-за недостатка официальных материалов, книга с самого начала задумывалась как сборник мемуаров, написанных людьми, близко знавшими Протазанова и связанными с ним по работе. Но по мере того, как поступали мемуарные статьи и составлялись фильмографические и библиографические материалы, создалась возможность привлекать к работе и теоретиков. Таким образом основной раздел предлагаемого вниманию читателей сборника (во втором издании) составляют монографические статьи, исследующие лучшие творческие достижения Протазанова. Читальный зал (ул. Правды, 13) |
|
Алейников, М. Н. Яков Протазанов / М. Н. Алейников. - М. : Искусство, 1961. - 208 с. : ил. - (Мастера киноискусства). Книга представляет собой опыт изучения творческой биографии мастера советской кинематографии Якова Протазанова, деятельность которого охватывает сорокалетний период существования русской кинематографии в дореволюционный и послереволюционный периоды. Читальный зал (ул. Правды, 13) |
|
Арлазоров, М. С. Протазанов / М. С. Арлазоров. - М. : Искусство, 1973. - 281 с. : ил. - ([Жизнь в искусстве]). Эта книга не роман, хотя жизнь героя, продиктовавшая ее сюжет, романтична и увлекательна. Автор поставил перед собой иную цель: написать о выдающемся кинорежиссере документальную повесть. Анализируя широкоизвестные фильмы Я. А. Протазанова — «Аэлита», «Сорок первый», «Марионетки», «Праздник святого Йоргена», «Бесприданница», — он использовал многочисленные документы, архивные и иконографические материалы, позволившие по-новому осветить личность и творчество замечательного мастера экрана. Читальный зал (ул. Правды, 13) |
|
Гинзбург, С. С. Кинематография дореволюционной России / С.С. Гинзбург ; ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. - М. : Искусство, 1963. - 406 с. Предлагаемая книга посвящена развитию русской кинематографии за первые двадцать два года ее существования (1896 - 1917). Автор ее попытался на основе всех сохранившихся материалов заново исследовать развитие русского дореволюционного кино. Не ограничивая себя только разбором фильмов и анализом их идейного содержания, он стремился выяснить, как отражались на кинематографии события политической борьбы, как господствующие вкусы влияли на тематику и стилистику картин отечественного производства, как использовался деятелями кино опыт старших искусств - в первую очередь литературы и театра. Издание содержит огромное количество фотоиллюстраций. Читальный зал (ул. Правды, 13) |
|
Киноведческие записки : историко-теоретический журнал. - М. : [б. и.], 1988 - . Вып. 88. - 2008. - 414 с. Содержание: "Твое желание - Москва или Берлин": Переписка Я. А. Протазанова с Ф. В. Протазановой. 1920 - 1923. Жест и монтаж: еще раз о русском стиле в раннем кино. Кинематограф Якова Протазанова: миром правят страсти. Протазанов - пионер бульварного кинематографа. Протазанов и Кулешов: противники или союзники? Протазанов и становление высокой комедии в русском кино. Протазанов и традиции отечественного театра. Реконструкция фильма Я. Протазанова "Рождество в окопах". Фильма, которой не было: "Томми" и проблемы раннего звукового кино в СССР. Экранная проекция "Пиковой дамы". Я. А. Протазанов: Фильмография. Яков Протазанов - режиссер православного кино!?.. Яков Протазанов и жанр кинороманса. Читальный зал (ул. Правды, 13) |
|
Зайцева, Л. А. Становление выразительности в российском дозвуковом кинематографе : монография / Л. А. Зайцева. — Москва : ВГИК им. С.А. Герасимова, 2013. — 311 с. — ISBN 978-5-87149-140-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69374 В книге дается общая характеристика кинопроцесса от момента рождения российского кино до прихода звука: от киносеанса, кинотеатра и кинорынка к появлению собственного производства, рождению критики; от первых хроник и игровых — к масштабным проектам. Представлены художественно-стилевые направления поисков тех лет. На примере творчества режиссеров-новаторов, их фильмов и теоретических работ показано, как рождался киноязык экранной авторской речи. ЭБС «Лань». Режим доступа: для авторизованных пользователей. |