27.11.2022
Госфильмофонд России совместно с Санкт-Петербургским Государственным Институтом Кино и Телевидения запустил проект «Летняя студенческая мастерская».
Госфильмофонд России совместно с Санкт-Петербургским Государственным Институтом Кино и Телевидения запустил проект «Летняя студенческая мастерская». В рамках программы группа студентов и преподавателей СПбГИКиТ приехала в ГФФ с 20 июля по 3 августа. Участники программы получили творческие задания, среди которых – съемки документальных фильмов про Госфильмофонд, процесс восстановления утраченных кинофильмов или написание научной статьи. Ниже – подробный рассказ о процессе съемок, а также впечатления от практики в ГФФ студентки группы 1954, Анны Даниловой.
Ранним солнечным утром мы, двенадцать еще не очень знакомых людей, встретились на Московском вокзале и растерянно-радостно переглянулись. Тогда мы еще толком не понимали, куда едем, что будем снимать, с кем нам придется работать в команде, но… «у нас было шесть сендбэков, пять систендов, два нанлайта, целое море разноцветных фильтров, семьдесят пять метров тейпа и четыре дедика», - эта шутка стала основой нашей дружбы и совместной работы. Мы взяли в руки технику, чемоданы – и отправились искать сапсан. Так начиналась наша практика в Госфильмофонде РФ – с заливистого смеха, тяжелой ноши и неизвестности, в которую мы укатили на скорости 300 км/ч.
Страх неизвестности быстро сменился любопытством, растерянность – более-менее точно выстроенным планом, и закрутилось-завертелось наше погружение в закрытый мир ГФФ. Наверное, своей неуемной энергией и энтузиазмом мы напоминали брошенный в воду камень, от которого по озерной глади пошло множество-множество кругов. За две недели мы успели увидеть хранилище пленки (там очень холодно, но очень красиво!), подержать в руках позитив «Понизовой вольницы», побывать в архиве и своими глазами увидеть афиши столетней давности, погрузиться в процесс реставрации пленки (как ручной, так и цифровой), но самым главным нашим открытием были люди – сотрудники ГФФ, чью работу мы пытались запечатлеть. И они радостно показывали нам свой мир, состоящий из пленки, бумажных архивов, списков фильмов и имен, сложных программ по обработке изображений и гудящих реставрационных машин. Мы не менее радостно всё это записывали.
За две недели с нами побеседовали такие именитые киноведы и историки кино как Н.А. Изволов, Е.Я. Марголит, Н.А. Майоров. Каждое интервью – как способ по-новому посмотреть на историю отечественного кинематографа, открыть его для себя заново, как открываются заново фильмы, считавшиеся утраченными.
А мы, двенадцать очень разных незнакомых людей, быстро превратились в слаженно работающую команду – и вот уже летучки по вечерам с обсуждениями планов на следующий день, совместный осмотр материала и его расшифровка, формулирование идейно-тематического замысла фильма на основе полученной информации – и постоянная доработка этого замысла, ведь каждый день приносит новые и новые подробности.
Четырнадцать дней пролетели так незаметно, что утром третьего августа, когда мы снова грузили технику, и снова ехали на вокзал, и снова садились в поезд, показалось, будто всего этого и вовсе не было. Но теперь в недрах рюкзака лежит жесткий диск, заполненный файлами, а на полках поезда снова –шесть сендбэков, пять систендов, два нанлайта и море фильтров…