30.11.2022
Гарри Бардин: «Мы диагносты, но не лекари»
В Институте кино и телевидения прошел мастер-класс художника-мультипликатора, режиссера, сценариста и актера Гарри Бардина. Он показал зрителям свои короткометражные фильмы последних лет и рассказал о том, как они создавались.
«Мне всегда страшно выступать перед студенческой аудиторией, потому что я – неуч. И это правда. Я закончил всего лишь Школу-студию МХАТ, актерское отделение. Но с отличием. Над этим очень смеется Норштейн. Говорит, что человек с чувством юмора не может закончить институт с отличием. Но у меня это как-то совместилось. После этого я нигде не учился. Как бросают щенка в воду – так я прыгнул в воду мультипликации. И поплыл», – сказал Гарри Бардин в самом начале своего мастер-класса.
Он отметил, что в то время, когда он начал заниматься анимацией, он уже служил в театре у Сергея Образцова. Именно Образов в определенный момент предложил ему стать сопостановщиком спектакля. Так в трудовой книжке Гарри Бардина добавилась должность «режиссер-постановщик». Параллельно службе в театре он пробовал себя в литературе – писал рекламные тексты и смешные рассказы. Озвучивал героев мультфильмов. И однажды понял, что сможет написать сценарий:
«Вот это внутреннее “могу” для вас студентов – это самая важная вещь. Это наглость, которую ты должен держать в себе. Это внутреннее “могу” побуждает нас к каким-то поступкам. Я понял, что я это смогу. И я это смог. Я написал первый сценарий. Его приняли и заплатили деньги. Потом я, обнаглев, еще написал сценарий. Его снова купили. Первый поставили, а второй сценарий лежал. Никто не брался. И тогда меня вызвал директор киностудии “Союзмультфильм”. И говорит, что слышал, что я режиссер. Сказал, что лежит мой сценарий. Никто его не берет. “А вы – режиссер. Вот вы и берите”. И я подумал, а почему нет? После этого я пришел к Сергею Владимировичу Образцову и попросил отпустить меня».
Отвечая на вопрос о влиянии художников на общество, Гарри Бардин отметил, что в первую очередь они должны «нащупывать болевые точки» эпохи и обращать на них внимание людей:
«Мы не лечим. Мы можем поставить обществу диагноз. Мы не даем готовых рецептов, что и как сделать. Но мы должны обратить внимание зрителя на определенные явления. Мы же из этой среды. Мы живем не в башне из слоновой кости. Мы живем вместе с народом и проходим с ним различные этапы, иногда самые неблагоприятные. Мы должны знать историю своего народа. Мы должны знать историю своей страны, чтобы не наступать в очередной раз на одни и те же грабли. Мы диагносты, но не лекари».