02.11.2022
Антон Мегердичев: «Я хочу совмещать зрелищность и философскую мысль»
В Институте кино и телевидения прошла творческая встреча с режиссером и сценаристом Антоном Мегердичевым. Студенты узнали об особенностях работы над крупными проектами на примере последней работы кинематографиста – фильма «Сердце Пармы».
В самом начале встречи Антон Мегердичев назвал себя режиссером продюсерского кино, работающим по заказу. При этом он отметил, что хотя и старается «делать мейнстрим», для него важно, чтобы такое кино не было глупым.
«Я хочу совмещать зрелищность и философскую мысль. Мне кажется, что как раз с этим в нашем кинопроме основная проблема. У нас либо скучно, но мудро, либо фантики, взрывы, но дико глупо. Я ориентируюсь на такие фильмы как “Интерстеллар”, “1917”, “Матрица”, “Аватар”. Подобные работы необходимы нашему кинематографу», - сказал режиссер.
На примере фильма «Сердце Пармы», специальный проказ которого прошел в киноконцертном зале СПбГИКиТ, Антон Мегердичев рассказал о том, как сегодня создаются крупные отечественные блокбастеры.
«Все началось с того, что мне позвонил продюсер и предложил идею с начальным сценарием. После этого обычно идет серьезнейший разговор. Как правило я брался за проекты, которые невозможно реализовать быстро. Тяжелые именно в логистике. Работая над ними, мы все время бились головой о стену. И в «Метро», и в «Движении вверх», и вот сейчас тоже ударились как следует. Мы подробно обсуждаем с продюсером все детали будущего проекта. Когда договоренность с ним возникает, начинается работа над сценарием. Автор пишет его, я читаю, пытаюсь что-то писать сам, сценарист ругает меня. В течение полугода мы создаем текст, который нас радует. В котором есть пружинистый блокбастер», – отметил Антон Мегердичев.
Беседуя со студентами, режиссер не только делился опытом, но и спрашивал, как они понимают тот или иной этап кинопроизводства. Если ответ не удовлетворял мастера, он либо дополнял его, либо поправлял, используя конкретные примеры из практики.
«В подготовительный период создания фильма «Сердце Пармы» нужно было очень много рисовать. Мы долго делали раскадровку. Придумывали все эти сражения, битвы в сотрудничестве с легендарным постановщиком трюков Дмитрием Тарасенко. Уже на начальном этапе он говорил, что можно воплотить, а что нельзя. Одну только финальную битву мы рисовали 4-5 месяцев, сделали аниматик – примитивный мультфильм, который дает ответы на многие вопросы. В том числе позволяет продюсеру понять, сколько все это будет стоить. И когда был готов аниматик, продюсеры нам сказали: “Молодцы! Этого не может быть никогда, потому что не может быть”», – вспомнил режиссер.
По словам Антона Мегердичева, не меньшие трудности ждали команду проекта на этапе реализации, монтажа и его согласования. Однако самым сложным при работе над ним оказалась передача в фильме смыслов, которые вложил в книгу «Сердце Пармы» ее автор Алексей Иванов.
«Я понимал, что это фильм об образовании государства на примере нашей страны. Я понимал, что это должен быть фильм пацифистский, который показывает войну в истинном виде. Я понимал, что это фильм о любви ведьмы к смертному и тех жертвах, на которые она пойдет ради нее. Я понимал, что это фильм о маленьком мальчике, который попал в эпицентр средневековой резни, и о том, как это повлияет на его жизнь. Каждая из этих линий казалась мне интересной и, в хорошем смысле, провокативной. Но мне было очень сложно с таким огромным объемом производства не потерять их, чтобы они читались. Для меня они читаются, но я понимаю, что зритель, наверное, не схватывает их. Для этого нужно смотреть фильм внимательно. Но я сделал все, что мог», - сказал Антон Мегердичев.
Запись трансляции творческой встречи с режиссером доступна по ссылке.