25.11.2022
Александр Сокуров: «Я оказался в кинематографе вынужденно»
В Институте кино и телевидения состоялась творческая встреча с режиссером, сценаристом, народным артистом Российской Федерации, руководителем мастерской в ГИКиТ Александром Сокуровым. Он рассказал о своем пути в кино, подходе к съемкам документальных фильмов и планах на будущее.
«Я не кадровый преподаватель. Я реально находящийся в производстве режиссер игрового и неигрового кино. На этом построена вся моя деятельность здесь – в стенах этого очень интересного и старого вуза, имеющего собственные традиции. Я попал сюда из производства и возвращаюсь на производство, потому что в этом году наша мастерская защищает свои дипломные проекты», – отметил Александр Сокуров.
Он рассказал, что буквально за два дня до творческой встречи начались съемки полнометражного дебютного фильма екатеринбургского режиссера – победителя конкурса «Региональное кино России», который проводит Некоммерческий фонд поддержки кинематографа «Пример интонации (Фонд Александра Сокурова)» совместно с Фондом президентских грантов. Часть съемочной группы приехала из Петербурга, другая часть, включая исполнителей, была набрана на месте.
«Я все время ориентируюсь на профессиональные умения человека. И для меня это принципиально важно – что конкретно человек умеет делать. С течением времени мне все менее интересно, что и как умеет говорить человек. Перестаю любить слушать говорящих режиссеров. С годами это вызывает скорее все большие настороженность и недоверие. Поэтому я здесь, в этом учебном заведении, и занимаюсь с моими молодыми коллегами профессией», – подчеркнул режиссер.
Говоря о своем становлении, Александр Сокуров рассказал, что изначально ничто не указывало, что он добьется успеха в кинематографе. Он родился в простой семье «без какой-либо культурной ауры» и был первым в ней, кто получил высшее образование. «Я оказался в кинематографе вынужденно. Наверное, я мог бы быть режиссером радиотеатра. Я всегда любил радио и звуковую драматургию. Любил звук больше, чем изображение. Изображению я часто не доверял», – вспомнил режиссер.
Сначала Александр Сокуров работал помощником режиссера на телевидении. Именно этот период он назвал своей главной школой. Здесь он научился управлять многокамерными системами и вести проекты, обладая весьма ограниченными средствами.
«Когда меня стали увольнять с телевидения за слишком свободолюбивое по советским меркам поведение, у меня была только одна дорога – во ВГИК. Все происходило случайно, и жизненные обстоятельство толкали меня на это. Еще раз подчеркну, никакой предрасположенности к высокому искусству у меня не было. Потому что не было никакой базы. Артистическая среда больших городов была мне чужда. Она страшила меня своей развязностью, активностью, агрессивностью», – сказал режиссер.
Александр Сокуров назвал главные черты, которыми должен обладать режиссер – это терпение и воля. По его мнению, это «очень мужские, жесткие и тяжелые качества, которые обременяют человеческую натуру». «Конечно, самое тяжелое в этой профессии – это насилие, которое вы совершаете над самим собой, ставя перед собой определенные задачи. Если вы не поставите какие-то серьезные задачи, конечно, ничего этого не потребуется», – убежден режиссер.
По словам Александра Сокурова, часто бывает, что темами для документального кино становятся актуальные события. Однако почти всегда в основе серьезных произведений лежит то, над чем автор долго размышлял. Александр Сокуров отметил, что причиной выбора темы документального фильма для него может стать влюбленность в сюжет, который можно развернуть именно в неигровой форме.
«В театре вы создаете образ и какой-то характер, а в неигровом кино характер вам дан изначально и важно его не разрушить – сохранить и передать как он есть. Это большое отличие от игрового кино. Не разрушить, не унизить, не растоптать личность персонажа, который подарил вам себя, свой образ для того, чтобы вы сняли его в своем фильме», – сказал режиссер.
При этом Александр Сокуров считает, что «создать характер всегда сложнее, чем использовать какой-то целостный объект или субъект». По этой же причине театральная режиссура очень часто является режиссурой экстра-класса: «Это, на мой взгляд, действительно высшая математика в сравнении с кино, которое я, несмотря на свой опыт, считаю все-таки арифметической процедурой. И предлагаю присутствующим здесь молодым коллегам подумать, что надо сделать для того, чтобы уровень владения ремеслом был у них такой, чтобы решать задачи высшей математики в кинематографе».