09.10.2022
В лектории Союза художников состоялась Всероссийская конференция «Цифровое искусство (Искусство в цифре)»
08 -09 октября 2022 года в Лектории Санкт-Петербургского Союза художников состоялась Всероссийская конференция «Цифровое искусство (Искусство в цифре)», организованная Государственным институтом кино и телевидения при поддержке РГПУ им. А.И.Герцена и Международного Союза педагогов-художников.
Конференция, организованная по инициативе доцента кафедры филологии и искусствоведения ГИКИт И.Е.Конькова и доцента кафедры компьютерной графики и дизайна М.А.Нестеровой проводилась в смешенном формате и собрала участников из Санкт-Петербурга, Москвы, Томска и Челябинска.
С приветствием к докладчикам и гостям обратились директор института художественного образования РГПУ им. А.И.Герцена О.С.Сапанжа, заместитель директора института художественного образования РГПУ им. А.И.Герцена Д. Ткаченко, заведующий кафедрой филологии и искусствоведения ГИКиТ Г.Г.Осипова. Они отметили актуальность подобного рода мероприятий, направленных на всестороннее осмысление феномена цифрового искусства. Стремительный прогресс в технике и технологии создания произведений вызывает к жизни целый комплекс проблем, который специалистам в области современного искусства еще только предстоит дефинировать и оценить. В тоже самое время сам факт проведения научной конференции в стенах Союза художников утверждает определяет ту новую роль, которую в будущем способно сыграть цифровое искусство, которое постепенно теснит на выставочных площадках и художественном рынке традиционное искусство. Актуальность и своевременность конференции подтверждается разнообразием тем докладов.
Представители Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,профессор В.Д.Уваров и старший преподаватель А.С.Врублевский представили доклад на тему «Цифровое искусство в таписерии», подробно остановившись на значении данного научного термина и продемонстрировав примеры использования таписерии в различных видах современного цифрового искусства
Старший преподаватель института Медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета А.В.Разуев выступил с сообщением на тему взаимосвязи искусственного интеллекта и творчества, показав удивительные примеры применения искусственного интеллекта в художественных практиках. Цифровые живописные работы, продемонстрированные в рамках доклада казались произведениями кисти великих живописцев, таких как Рембрандт, по сути являясь симулякром.
Большой отклик и живую дискуссию вызвал доклад аспиранта Московской государственной художественно-промышленной академия им. С.Г.Строганова А.А.Дружининой на тему «Процесс цифровизации: искусство в метавселенной». Появление WEB.3 в настоящее время является частью цифровой реальности, в которой художнику и его зрителю только предстоит освоится.
Особое внимание представителей кафедры компьютерной графики и дизайна ГИКиТ привлекло выступление менеджера отдела развития Государственной Третьяковской галереи А.В.Беликой, посвященное виртуальному порталу музея «Моя третьяковка». из виртуального в реальное». Обмен мнениями участников конференции по поводу значимости и перспектив виртуальных порталов музея может стать перспективным для сотрудничества.
Сразу несколько докладов было посвящено теме сетевого искусства, среди которых сообщение ассистента Санкт-Петербургского государственного университет технологии и дизайна М.В.Славниковой на тему «Net-art: особенности демонстрации арт-объектов цифрового искусства» и доклад преподавателя графического дизайна Онлайн-школы «Яндекс. Практикум», магистра РГПУ им. А.И.Герцена К.Д.Голиковой а тему «Нейросети в современном искусстве».
Большой отклик собравшихся вызвал доклад доцента Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна М.С.Назаровой, посвященный цифровым моделям-реконструкции в изучении искусства древнего мира. Докладчик представил несколько любопытных с научной точки зрения ресурсов, которые позволяют виртуально путешествовать во времени, посещения античные храмы и средневековые города. Такой подход в изучении истории искусства, вне сомнения, является интересным для современного поколения.
В продолжение темы виртуальной реконструкции памятников прошлого свое видение проблемы популяризации национального архитектурного наследия представила магистран Российского Государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, учитель изобразительного искусства общеобразовательной школы № 145 Калининского района Санкт-Петербург Е.Т.Цветкова, продемонстрировавшая презентацию на тему «Возможности цифровых технологий в решении проблем доступности памятников монументальной живописи».
Преподаватель Томского государственного университета и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица Р.В.Лукичев отразил в своем докладе «Автоматизация творческих процессов: культурные аспекты восприятия генеративного искусства» свое видение особенностей современного генеративного искусства.
Своеобразные итог размышлениям о современных цифровых практиках подвела в своем сообщении «Развитие идей концептуализма в цифровом искусстве. Генезис и современные NFT-практики» руководитель арт-направления, эксперт Sotheby’s SIA в области оценки произведений искусства А.С.Воронкова, представившая, кроме того, своеобразную видеоретроспективу истории развития цифрового искусства, от его истоков с середине 1960-х гг до настоящего времени.
Ассистент кафедры компьютерной графики и дизайна ГИКиТ В.А.Лясковская в своем доклада «Цифровое искусство и арт-рынок: виртуальная форма продвижения художников» обозначила проблему арт рынка в цифровом пространстве и коротко охарактеризовала существующие платформы, направленные на продвижение творчества цифровых художников.
Магистрант Санкт-Петербургского государственного института культуры М.Г.Завьялов представил стендовый доклад на тему «Брендинг в цифровом пространстве». Со стендовым докладом «Практический опыт организации цифровых экспозиций в реальном пространстве» приняла участие в конференции, начальник службы «Виртуальный Русский музей» Государственного Русского Музея М.Ю.Гладких и заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна М.А.Степанов, подготовивший материл на тему «Постчеловеческое воображение и цифровое искусство»
Логическим завершением рабочего дня конференции стало сообщение доцента кафедры филологии и искусствоведения ГИКиТ И.Е.Конькова и доцента кафедры компьютерной графики и дизайна ГИКиТ М.А.Нестеровой на тему «Эстетические задачи и художественные средства искусства XXI века», в котором нашли отражение проблемы эстетической оценки продукта художественных цифровых практик и важность выработки критерия оценивания.
В завершении работы конференции в собравшимся со словами благодарности за интенсивную работу обратилась заведующая Лекторием Санкт-Петербургского союза художников Т.Л. Борковская
Участники конференции выразили пожеланием сделать конференцию ежегодным мероприятием, направленным на всестороннее научное и практическое осмысление феномена цифрового искусства. Они подчеркнули необходимость привлечения к участию в конференции не только теоретиков, представителей арт-рынка, но и действующих художников, а самое главное студентов художественных ВУЗов, будущих специалистов в этой области. Представители Лектория Санкт-Петербургского Союза художников со своей стороны подчеркнули готовность предоставить Лекторий в качестве основной площадки для подобного рода дискуссии в дальнейшем.