27.10.2022
Олег Хамоков: «Режиссер – это быстрота реакции»
26 октября в киноконцертном зале Института кино и телевидения в рамках фестиваля «ПитерКиТ» состоялся внеконкурсный показ фильмов творческой мастерской Александра Сокурова. Перед этим выпускник мастерской Олег Хамоков встретился со студентами СПбГИКиТ, чтобы откровенно поговорить о "воровстве" и копировании в кино, важности посещения музеев и искусстве задавать себе правильные вопросы.
По образованию Олег Хамоков – актер, выпускник театрального факультета Северо-Кавказского государственного института искусств. В 2010 году он поступил в Кабардино-Балкарский государственный университет в творческую мастерскую Александра Сокурова. За годы обучения снял пять короткометражных фильмов: «Письмо матери», «Земля нартов», «Дрим», «Живой», «Армия», «Антигона».
«Я быстро разочаровался в профессии актера. Возникло желание поступить во ВГИК и стать режиссером. Но у меня была семья, и надо было пересматривать приоритеты. Я начал работать на телевидении. В свой отпуск снимал телевизионные игровые фильмы. Когда объявили набор в мастерскую Александра Сокурова, я написал заявление об уходе и стал готовиться к поступлению», – вспоминает Олег Хамоков.
По его словам, поступить к Александру Сокурову оказалось проще, чем можно было ожидать. Абитуриентам повезло – информации о приеме было мало и распространялась она недолго.
«К Сокурову пришли все, кто искренне желал попробовать себя в режиссуре. Об этом говорил и сам Александр Николаевич: к нам было очень много снисхождения. Но даже несмотря на это, отбор был серьезный – большая половина претендентов отсеялась. Каждый из нас искренне переживал, что не попадет в мастерскую. Мы ночевали в университете, постоянно готовились, помогали друг другу», – рассказывает режиссер.
Всем поступившим Сокуров порекомендовал купить раскладушки и постельные принадлежности. В университете для них создали все условия для ночевки. Кроме того, в вузе капитально обновили кинозал, чтобы можно было смотреть смонтированный материал на большом экране. «Университет и Александр Николаевич вложили огромный труд, чтобы все получилось, а нам не оставалось ничего другого, кроме как стать частью этого процесса», – отмечает Олег Хамоков.
По словам режиссера, в распоряжении студентов творческих вузов Санкт-Петербурга и Москвы имеется колоссальный ресурс – культурные центры. Их посещение может дать творцам существенное преимущество перед теми, кто был этого лишен.
«После того как был готов мой дебютный фильм, я пошел в Эрмитаж и вдруг осознал, что стал совершенно иначе воспринимать искусство. Я смотрел на картины и думал, как художники срежиссировали их, почему они использовали те или иные приемы. Может показаться, что посещение театров или музеев имеет к киносъемкам опосредованное отношение, однако оно формирует насмотренный багаж. Режиссер – это быстрота реакции. А вовремя реагировать на происходящее на съемочной площадке помогает тот самый багаж. В любой момент вы можете извлечь из него все, что нужно, и вам не потребуется “изобретать велосипед”», - советует Олег Хамоков.
Особый интерес у зрителей вызывали рассуждения режиссера о "воровстве" и копировании в профессии. По его мнению, в них нет ничего плохого, если автор действительно знает, что и как хочет донести до зрителя. Решить эту непростую задачу помогут правильные вопросы, заданные себе.
«Если режиссер не спросил у себя самого главного – он всего лишь делает вид, что он режиссер. В этом случае копирование и "воровство" – это обезьянничество. Ты видишь, что он профессионал, что он может справиться с формальными составляющими кинопроцесса, но не видишь мысли. У него нет необходимой основы. Я сам, к сожалению, осознал это только в 33 года. Каждый человек и режиссер должен задавать себе вопросы до конца, пока не расщепит на атомы то или иное явление. Если вы не сделали этого – значит вы себе врете. Лучше промолчать, чем сказать что-то неправильное. Но если вы задали все необходимые вопросы – "воровство" и копирование станут лишь инструментами».