14.06.2022
Сценаристы и киноведы СПбГИКиТ на пути в мир киноиндустрии
В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения завершились защиты дипломных работ будущих драматургов (бакалавров и магистров) и киноведов (специалистов). Два дня мощные профессиональные комиссии внимательно слушали выступления авторов дипломных проектов и изучали их высокохудожественные презентации, предварительно прочитав полнометражные сценарии и научные работы будущих профессионалов в области кинематографа
Государственную экзаменационную комиссию по драматургии возглавил Валерий Георгиевич Попов — Председатель Союза Писателей Санкт-Петербурга, писатель, сценарист, Лауреат Премии Правительства. Рядом с ним трудились Нелли Михайловна Аржакова, многолетний редактор киностудии "Ленфильм", а ныне редактор телесериалов 5-го канала, Елена Владиславовна Достовалова, сценарист и редактор-консультант ВГТРК-ГТРК "Санкт-Петербург", Савва Георгиевич Минаев, киносценарист, лауреат московского международного кинофестиваля, а также члены кафедры драматургии и киноведения.
Здесь и практики, и теоретики, и знатоки великого русского языка. В течение нескольких недель все они с интересом знакомились с художественным творчеством наших студентов, анализировали их сценарии (от 90 до 180 страниц текста), давая им непредвзятую оценку.
Будущие бакалавры - выпускники сценарной мастерской Юрия Николаевича Клепикова, легендарного кинодраматурга, который не так давно ушел из жизни. Курс выпускала его ученица, доцент кафедры драматургии и киноведения Анна Альбертовна Тугарева. Интеллектуальный вклад в их развитие осуществляли и другие педагоги, которые учили их азам культуры, искусства, углубленно занимались с ними и аналитикой, и эмпирикой, и реальной практикой.
Защита показала, что ребята проделали огромный путь и имеют реальные перспективы в кино и на телевидении в качестве авторов сценариев, разработчиков диалогов, авторов и редакторов телесериалов. Почти у всех есть внедренные сценарии, поставленные режиссерами нашего института и получившие награды на международных кинофестивалях. Тематика их сценариев связана с социумом, с человеком в современном мире, его ценностями, с поисками истины. Так, автор телесериала Екатерина Кузнецова представила пилотную серию под названием «Врачеватели чумы», которая вполне может претендовать на внедрение в современное телепроизводство. В этой исторической драме с элементами триллера поставлены проблемы выживания человечества, экологии, ценности человеческой жизни.
В центре сценария полнометражного игрового фильма Майи Оразовой «Дорогой деда» история многонациональной семьи, три поколения которой во время короткого путешествия обретают новые смыслы в жизни и по отношению друг к другу. Жанр роуд-муви выдержан здесь последовательно и художественно обоснованно. Александр Братов – автор сценария черной комедии «Вера» - обнаружил вкус к трагикомическому, ему удались парадоксальные характеры деревенских персонажей. Евгения Кошкарова продемонстрировала стойкий интерес к жанру комедии, а Владимир Ващенко – к комедии авантюрной. Фантастика в сценарии Данилы Васильева, болезненная драма зависимости в работе Екатерины Сугоняевой, социальная драма Дмитрия Сняткова и музыкальная драма Александра Сергина вызвали законный интерес комиссии. Многие из этих сценариев будут рекомендованы режиссерам для поставки их первого дебютного фильма.
Надо отметить, что кафедра драматургии и киноведения регулярно проводит занятия и конференции в виде питчингов с приглашением на них практиков кино и телевидения - продюсеров, редакторов, сценаристов, режиссеров. Это реалии проектного образования, которое уже вошло в нашу практику и принесло свои плоды. Этой весной все драматурги активно участвовали в совместных творческих встречах с продюсерами. Что и принесло свои ощутимые плоды.
Кафедра провела защиту драматургов-бакалавров заочной формы обучения из КНР (48 студентов). Комиссию возглавлял известный ленфильмовец, историк кино Александр Николаевич Поздняков. Многие из сценариев, созданных китайскими студентами. Уже внедряются в фильмы будущих режиссеров анимации. Ряд из этих студентов намерен продолжать обучение в нашей магистратуре.
Мастерскую магистров возглавляла кандидат искусствоведения, профессор кафедры драматургии и киноведения, сценарист и редактор Полина Михайловна Степанова. Будущие магистры представили глубокие, серьезные теоретические работы (от 40 до 100 страниц текста) и полнометражные сценарии на тематику, связанную с их научно-исследовательским трудом.
П. М. Степанова два года серьезно работала с будущими магистрами, приобщая их к миру кино и кинодраматургии. Ведь ребята пришли не только из разных вузов – они приехали из разных стран: Болгарии, Китая, Южной Кореи, Казахстана, Таджикистана. Приходилось решать сложные проблемы языкового барьера, создания общей платформы для понимания профессиональных целей и задач.
И здесь комиссию ожидали настоящие открытия. Интересы магистров оказались настолько разнонаправленными, что это вызвало нескрываемое удивление. Драма на основе башкирского эпоса (Владислав Беляев), антиутопия (Гон Тэгон), криминальная драма (Ван Цзянлу), черная комедия (Самвел Аганов), драмеди (Азамат Зияев), спортивная драма (Тихон Кобяков), научная фантастика (Дмитрий Леднев) и мелодрама (Михаил Скуджов) - это далеко не все видовые и жанровые характеристики, которые использовали студенты. Богатство образов, неуёмная фантазия, глубина проникновения в психологию человека свойственны всем этим авторам. А их научные работы подтвердили их высокий статус будущих педагогов и ученых.
Киноведческую комиссию возглавил ведущий российский киновед, кандидат искусствоведения, автор многочисленных монографий по истории кино Алексей Львович Дунаевский, члены комиссии – главный редактор, члены редколлегии и авторы известного российского киножурнала "Сеанс", действующие кинокритики. Дипломные работы были посвящены осмыслению важнейших фрагментов истории зарубежного кино: жанровой функции графем в кинематографе Хичкока (Ольга Давиденко), «искусственному человеку» в кинематографе начала XXI века (Анна Пережогина), функции ветра (Наталья Мокрушина) и воды (Мария Шиманская) в европейском кинематографе. Некоторые из этих работ уже рекомендованы к печати в отечественных и зарубежных изданиях, посвященных киноискусству.
Кафедра успешно подготовила и выпустила двух аспирантов – Елизавету Прохорову и Алексея Снежко, которые являются и нашими педагогами. Комиссия под руководством доктора искусствоведения, профессора В. И. Максимова самым строжайшим образом оценивала их знания, умения, способность к глубокому научному мышлению, педагогические навыки.
Столь высокие результаты и качество подготовки определяет общая атмосфера, царящая на кафедре драматургии и киноведения, которой руководит доктор искусствоведения, профессор С. И. Мельникова. Кафедра провела предзащиты в несколько этапов, поэтому на защиту были предъявлены работы действительно высокого качества.
Мы скоро вручаем дипломы о высшем образовании нашим выпускникам и, как всегда, ждем новых абитуриентов - будущих сценаристов и киноведов. До встречи на вступительных экзаменах, где вас ждут уникальные мастера и опытные преподаватели – С. Г. Минаев (второй педагог А. А. Тугарева), П. М.
Степанова и Н. В. Смирнов!
Зав. кафедрой драматургии и киноведения,
доктор искусствоведения, профессор С. И. Мельникова