14.06.2022
«Если человек нормально развивается, он все равно растёт к каким-то извечным ценностям» – Константин Лопушанский открыл ретроспективу своей картины на Ленфильме
Представьте, что вы находитесь в компании с русским интеллигентом, наследником Толстого и Достоевского, и вам предстоит пройти с ним путь по России во время апокалипсиса. За это время вы сможете увидеть мир, где все вокруг двоится, кривляется и сложно что-либо разобрать. Представили? А студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения и гостям Ленфильма представлять не надо, они прошли его вместе с создателем «Русской Симфонии» Константином Сергеевичем Лопушанским. 11 июня Старейшая киностудия страны совместно с киножурналом «Сеанс» организовывали показ фильма советского и российского кинорежиссёра и сценариста, мастера СПбГИКиТ, в котором и произошёл тот самый путь.
Встреча с режиссёром состояла из двух частей: просмотр фильма «Русская симфония», а затем обсуждение картины со зрителями. Режиссёр тепло поприветствовал, поблагодарил присутствующих, а также дал небольшую инструкцию, каким образом подходить к просмотру предстоящей картины:
— Не все надо воспринимать буквально, фильм пронизан горькой иронией. Пожалуйста, отнеситесь серьезно к расшифровке этого текста, который предполагает, чтобы его в какой-то мере расшифровывали!
На большом экране раскинулись история России и путь героев, Апокалипсис и Страшный суд: ложь и двуличие, аллюзии и цитаты и многое другое. Глубокий смысл преследовал каждый кадр в картине, положение предмета тоже играет роль, цвет, звук, монтаж все собрались воедино, дабы воссоединиться в творение под названием «Искусство».
Финальная сцена, титры и вновь на сцене появляется Константин Лопушанский, уже не в качестве проводника в мир собственного кино, а в качестве инструктора, который поможет разобраться в увиденном, открыть глаза на непонятные моменты и поделиться тайнами съёмки. Зрители активно задавали интересующие их вопросы и узнавали новую информацию не только о фильме, но и о своей будущей профессии в сфере кино.
Помимо задумки, воплощения, внутренней жизни на съёмках, студентов интересовали и технические моменты, а именно звуковое сопровождение в фильме. Ведь действительно, в притче К. С. Лопушанского роль будто есть даже у звука, ибо благодаря его симбиозу с изображением и сюжетом, зритель выходит на путь понимания задумки. Сам режиссёр объяснил своё виденье и отношение к этому инструменту:
— Звук я всегда стараюсь подобрать, когда пишу сценарий, чтоб он стал частью драматургии, если это удаётся. Даже если что-то будет написано композитором, все-равно он должен быть как образец. Пока я не нашёл звучание, у меня нет ощущения, что сложился замысел.
Тема интеллигентности также является одной из основопологающих в этом фильме. Сам главный герой твердит: «Я, русский интеллигент, наследник Толстого и Достоевского». Фильм вышел в 1994 году, соответственно история была рассказана и раскрыта по отношению к тому времени и к тем людям, но что касаемо сегодняшнего дня, какая интеллигенция сейчас:
— Я студентам своим всегда говорю, что дерево все равно растёт вверх. Так природой задумано, оно вверх растёт, к солнцу. Если человек нормально развивается, он все равно растёт к каким-то извечным ценностям: идеалистическим, духовным, религиозным. Кто-то вырастет и снова зазвучит чей-то замечательный голос, появится новый Чехов и Толстой, и Достоевский, в этом плане как бы почва в России она неуничтожимая!
Совместный просмотр фильмов, а затем его анализ и бурное обсуждение — невероятно важны для начинающих специалистов. Ведь в среде единомышленников, перенимая опыт профессионалов, будет рождаться что-то невероятное!
Текст: Анастасия Мурашова