24.05.2022
Все жанры, кроме скучного
Все жанры, кроме скучного
Студенты-киноведы Илья Мазуров и Михаил Кехман заканчивают второй год обучения в мастерской профессора Артюх Анжелики Александровны вместе с семинарами с участием ведущих специалистов в области современного кино. 23 мая в мастерской продолжился разговор о жанровом китайском кино с Дмитрием Коммом, автором книг «Формулы страха: Введение в историю и теорию фильма ужасов», «Гонконг: город, где живет кино». В центре внимания семинара оказалось два жанра: детектив и психоаналитический триллер, развитие которых идет быстрыми темпами в современном Китае.
Китайский детектив, чьи истоки нисходят еще к драматургическому и литературному жанру гунань (распространенным в Европе благодаря усилиям дипломата, писателя и знатока китайской культуры Ван Гулика) предложил наиболее известных героев Судью Ди и судью Бао, отличавшихся честностью и неподкупностью, и выполнявших две функции: детектива-расследователя и судьи, назначающего наказание. В настоящее время существует немало литературных вариаций на тему похождений этих героев, причем как в Китае, на и на Западе, а также уже есть экранизации, наиболее известной из которых является паназиатский блокбастер Цуй Харка «Детектив Ди и тайна призрачного пламени» (2010).
Что касается психоаналитического триллера, то на сегодняшний день, он является одним из самых популярных жанров в Поднебесной: и не только потому, что крепнущий средний класс больших городов все больше и больше обращается к психоаналитикам, и хочет видеть на экране визуализацию своих травм и неврозов, но и потому что этот жанр серьезно раскачивает цензурные ограничения и в экспериментальной форме позволяет показывать самые разные кошмары и галлюцинации, которые получают объяснения рациональным, научным путем, и тем самым, по мнению цензоров, убеждают китайцев в том, что мистического и сверх-естественного нет. Основоположником психоаналитического триллера в Китае стал Чжан Бинцзянь с фильмом «Удушье» (2005).
В ходе семинара вопросам цензуры в Китае была отведена существенная часть времени, благодаря чему стало известно, что начиная с 2017 года, когда был принят китайский Закон о кино, цензурные ограничения стали отдаваться на откуп комитетам в отдельных провинциях, а не осуществляться централизованно, тем самым, возник шанс больших послаблений, что отражается на китайских фильмах. К тому же китайские кинематографисты периодически выступают с критикой цензуры, считая, что она серьезно тормозит развитие киноиндустрии, равно как и международных перспектив для китайского кино. В Китае нет системы рейтингов, и дети могут смотреть все фильмы, что и взрослые, так что вопросы цензуры, больше несущие этический, нежели политический характер, все еще являются острыми и актуальными.
Профессор кафедры драматургии и киноведения
Артюх А.А.