31.05.2022
Трудное чтение
Трудное чтение
Киноведение немыслимо без теории. И некоторые книги студентам-киноведам читать довольно сложно. Одной из таких фундаментальных трудных книг является «Кино» Жиля Делеза – самый цитируемый философский труд в мировом киноведении на сегодняшний день.
В этом случае бывает необходимой помощь специалистов. Одним из них в Петербурге является доктор философских наук, профессор СПБГУ Артем Евгеньевич Радеев, который неоднократно участвовал во Всемирном Делезовском Конгрессе и опубликовал несколько работ о киномысли Жиля Делеза. 30 мая в СПБГИКИТ он рассказал студентам-киноведам Илье Мазурову и Михаилу Кехману из мастерской профессора Анжелики Александровны Артюх о том, с чего стоит начинать изучение книги «Кино», в которой опорным материалом является 740 просмотренных автором фильмов.
Книга «Кино» стала своеобразным экспериментальным ответом на нехватку «больших теорий», которые к моменту написания (80-е годы XX века) себя исчерпали. В то время, как американская «Пост-теория» в лице Бордуэлла, Кэррола, Томпсон и других развивала нарратологию, французская киномысль в лице Делеза исходила из взгляда, что кино – это система производства самостоятельных образов и опиралась на семиотическую систему, предложенную Чарльзом Пирсом с ее тремя типами знаков (иконическим, индексом и символом), а также на философскую концепцию Бергсона.
А.Е.Радеев конспективно разобрал то, на чем Делез выстраивает свою книгу «Кино», подробно остановившись на понятии первого тома: «образ-движение». Благодаря его разбору этот «неудобный текст» стал чуть более открытым, так что на будущих занятиях по истории и теории кино можно будет использовать его с большей интенсивностью.
Профессор кафедры драматургии и киноведения Артюх А.А.