25.05.2022
Мастер-класс звукорежиссёра Ростислава Алимова
В рамках VIII Международного кинофестиваля студенческих работ звукорежиссёров «INтонации» в учебном театре СПбГИКиТ состоялся мастер-класс одного из лучших звукорежиссеров в России Ростислава Алимова на тему: «Саунд-продюсер в кино».
Двукратный лауреат Национальной кинематографической премии «НИКА» и «Золотой Орел», один из учредителей студии «АТМОСФЕРА», звукорежиссер многочисленных художественных и телевизионных фильмов Ростислав Олегович рассказал, какие аспекты объединяют профессии звукорежиссера и саунд-продюсера и какие задачи им предстоит решить.
«Работа со звуком к картине начинается на этапе написания сценария. Знакомясь со сценарием, звукорежиссер представляет, как звук поможет рассказать историю, а саунд-продюсер представляет - реально ли вообще записать этот материал, за имеющиеся деньги. Задача саунд-продюсера уложиться в отведенную на звук часть бюджета фильма и правильно распределить.»
Для этого саунд-продюсеру важно, начиная с подготовительного периода вместе с режиссером работать над сценарием, присутствовать на выборе объектов для съёмки. Зачастую бывает, что с визуальной точки зрения площадка подходит, а с точки зрения работы со звуком - нет. Саунд-продюсер должен понимать: сколько человек в кадре, какая предполагается музыка, как технологически решается сцена и какой звук в каждом кадре. Например, в сценарии написано: «едет мотоцикл»- нужно определить, что будет эффективнее и дешевле -записать звук на площадке или купить его потом в звуковой библиотеке».
«Во время съемочного периода, - продолжил рассказ Ростислав Олегович,- звукорежиссер, занимается записью звука непосредственно на съемочной площадке. Запись звука включает в себя запись актерских реплик, запись фонов и эффектов. И, в зависимости от проекта, может работать как один человек, так и целая звуковая бригада, и задача саунд-продюсера определить необходимое количество специалистов».
После того, как кино снято, начинается процесс монтажа и монтажно-тонировочный период. На этом этапе выполняются все основные работы со звуком, а на финальном этапе формирования звуковой дорожки фильма присоединяется важнейший специалист-звукорежиссер перезаписи.
«В результате, - подвел итог Ростислав Алимов, - саунд-продюсер отвечает за организационные и технические вопросы, связанные с производством звука на всех этапах создания кинопроекта. Следит за тем, чтобы материальные затраты на производство звука не выходили за рамки установленного бюджета, а все работы по звукозаписи и озвучиванию выполнялись в установленные сроки. Таким образом саунд-продюсер является связующим звеном во взаимодействии между режиссёром, продюсером и командой специалистов по звуку.»
В заключении, Ростислав Олегович отметил, что в СПбГИКиТ готовят специалистов по всем основным кинопрофессиям и это представляет для студентов уникальную возможность.
«Объединяйтесь в группы, создавайте студии. Вы вместе учитесь. У вас есть режиссеры, продюсеры, звукорежиссеры - начните работать вместе сейчас. После окончания вы сможете прийти на проект уже готовой сформированной командой. Это гораздо проще, чем пробиваться в одиночку.»