16.05.2022
Конференция на тему «ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС»
Конференция на тему
«ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС»
14 мая 2022 года в рамках программы Недели науки и творчества СПбГИКиТ – 2022 состоялась ежегодная Городская межвузовская конференция «Духовные основания культуры и художественный процесс».
Конференция и ее тема имеют многолетнюю историю и традицию и прочно связаны с научным направлением деятельности кафедры искусствознания нашего вуза, инициированным профессором, доктором философских наук, научным руководителем Российского института истории искусств, засл. работником культуры РФ А. Л. Казиным. В разные годы конференция проходила в международном формате, в последние несколько лет является городской межвузовской с очным и заочным участием преподавателей кафедры искусствознания, филологии и истории искусств, представителей других вузов Санкт-Петербурга, аспирантов и молодых ученых.
Нынешняя конференция была традиционно посвящена рассмотрению вопросов, входящих в круг многоплановой темы взаимодействия и взаимовлияния духовности как фундаментальной основы культуры и многообразных проявлений художественного процесса. Аудитории были представлены доклады, иллюстрирующие различные аспекты заявленной темы на литературном, архитектурном, музыкальном, кинематографическом материале.
Вступительным словом и программным выступлением на тему «Пушкин и Тютчев: у истоков русской геополитики» конференцию открыл ее председатель, профессор А. Л. Казин.
Доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры Г. В. Скотникова посвятила свое выступление «Великая Церковь («...святыня веры и перл искусства») и Россия» значению архитектуры Софии Константинопольской.
Юрьева М. М., аспирант Сектора актуальных проблем современной художественной культуры Российского института истории искусств в докладе «Русская вокальная традиция как социокультурный феномен» обосновала широкое распространение русской традиции китайскими оперными певцами, учившимися у советских вокальных педагогов, а также высокую востребованность отечественных певцов в театрах западной Европы.
Преломлению одной из ключевых идей научной мысли был посвящен доклад зам. декана ФЭИ по научной работе, канд. иск. Р. Г. Круглова «Осмысление идеи прогресса в литературе конца XX – начала XXI веков».
Н. Д. Мельник, к. филол. н., доцент кафедры искусствознания выступила с докладом «Искусство оформления художественных журналов в России конца XIX – начала ХХ веков на примере журнала «Мир искусства (1899 1904)».
М. А. Дмитриева, к. филол. н., доцент кафедры, посвятила свое выступление «Литературный сюжет у Надежды Тэффи» 150-летию со дня рождения писательницы, отмечаемому в этом году.
Кандидат философских наук Е. А. Евдокимова в докладе «Что есть истина? Чехов и Толстой», обратилась к исследованию философской категории в творчестве величайших классиков отечественной и мировой литературы.
Аспекты феномена современного режиссерского музыкального театра были представлены в выступлении канд. иск., доцента кафедры, сопредседателя конференции Г. Г. Осиповой. «Кинорежиссура в сценическом пространстве оперы: «Борис Годунов» Модеста Мусоргского в постановке Андрея Тарковского (к 90-летию режиссера)».
«Лирический герой у А. Ю. Германа и А. А. Тарковского» стал предметом исследования в докладе кандидата искусствоведения, доцента кафедры филологии и истории искусств М. Б. Капреловой.
Ряд выступлений вызвал вопросы студенческой аудитории и дискуссию. Так в связи со статусом мечети, который София Константинопольская получила в 2020 г., студенты живо интересовались, по какому праву власти Турции так поступили. Как сообщила докладчица, это политическое решение, идущее вразрез с мировым сообществом византистов, (последние даже даже бойкотировали всемирный съезд в Стамбуле). Турки с трудом терпят византийское наследие, считая его культурно враждебным, однако, по словам Г. В. Скотниковой, оставленный храм - тоже храм.
Доклад М. А. Дмитриевой подтолкнул аудиторию задаться вопросом, почему творчество Тэффи привлекло и вызвало интерес таких полярных деятелей эпохи, как Ленин, с одной стороны, и Николай II – с другой.
Столь живая реакция слушателей в очередной раз подтверждает интерес и стремление лучшей части молодой аудитории к истинно художественному и духовному.
Заместитель председателя конференции,
кандидат искусствоведения Г. Г.Осипова