05.05.2022
КИТАЙСКОЕ ЧУДО СВЕТА
КИТАЙСКОЕ ЧУДО СВЕТА
Студенты-киноведы мастерской профессора Артюх А.А. Илья Мазуров и Михаил Кехман продолжают знакомиться с законами жанрообразования в различных кинематографиях с помощью лекций крупнейшего российского специалиста в жанровом кино Дмитрия Евгеньевича Комма.
По просьбам студентов 4 мая был избран контекст современного Китая, чье бурное развитие в области жанрового кино в последние двадцать лет позволяет говорить о том, что мир имеет дело с еще одним чудом света, которое ему еще предстоит по-настоящему серьезно осмыслить. На вводной лекции Дмитрий Евгеньевич рассказал о глобалистском проекте современного Китая и о причинах образования того, что историк Нил Фергюсон назвал «Кимерикой». Бурное развитие китайской индустрии, связанное с массовым переселением китайцев из провинций в большие города и породившее гигантскую цифру среднего класса в Китае (350 млн. человек), сделали кино, невероятно востребованным типом досуга, равно как и средством формирования собственной новой идентичности, во многом сориентированной на весь остальной мир (не случайно по опросам BBC 71% китайцев сегодня считает себя гражданами мира).
Идея меритократии (власти достойных), нисходящая в далекое прошлое развитие китайской цивилизации, согласно которой для должности государственного чиновника нужно сдавать серьезный экзамен, до сих пор заставляет верить китайцев в ценность образования как эффективный социальный лифт. Это во многом подталкивает молодое поколение, в том числе китайских кинематографистов, активно учиться у представителей других кинематографий - от Америки и Гонконга, до Японии и России, и развивать самые разные жанры современного китайского кино, в том числе в ко-продукциях.
После реформы китайской кинематографии в 2002 году, согласно которой все китайское кино перешло на чисто рыночную систему развития, в Китае начало активно расти производство фильмов, сориентированных на запросы зрителей, развиваться студии, среди которых лидируют «Polybona films», «Wanda pictures», «H brothers», «Alibaba pictures», «China film». В качестве иллюстрации глобалистско-ориентированного мышления Д.Е. Комм продемонстрировал фрагмент из фильма «Унесенные пулями» (2014) Цзян Вэня, действие которого происходит в Шанхае 20-х годов, наполненного звуками джаза. Эстетика этого сатирического фильма демонстрирует огромное влияние голливудского мюзикла и гангстерского кино 20 века, и смотрится сегодня так, как будто бы китайцы лучше знают историю голливудского кино, чем сами американцы. В заключении встречи российский киновед затронул один из самых красивейших жанров азиатского кино – уся (wuxia), в котором в современном Китае сделал свои лучшие фильмы «Герой» (2002) и «Дом летающих кинжалов» (2004) представитель «пятого поколения» китайского кино Чжан Имоу.
Профессор кафедры драматургии и киноведения Артюх А.А.