19.04.2022
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ ИГРАЕТ
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ ИГРАЕТ
Киноведческая мастерская профессора Артюх Анжелики Александровны продолжает знакомить студентов-киноведов с законами жанрообразования вместе с автором книг «Формулы страха: Введение в историю и теорию фильма ужасов» и «Гонконг: город, где живет кино» Дмитрием Евгеньевичем Коммом.
18 апреля в мастерской прошла лекция-семинар по особенностям giallo – итальянского фетишистского гибрида фильма ужасов, софт-порно и детектива а ля Конан Дойл, повлиявшего на современный кинематограф самых разных стран. Giallo – в переводе с итальянского означает «желтый». Дмитрий Комм подробно рассказал о том, из каких культурных истоков произрос этот самый скандальный субжанр хоррора и откуда появилось название термина giallo, в том числе продемонстрировав итальянский pulp-fiction в желтых обложках. На примере ряда фильмов, включая такие шедевры родоначальника giallo Марио Бавы, как «Шесть женщин для убийцы» и «Тесак для новобрачной», теоретик жанра рассмотрел значение шоустоппера как жанрообразующего элемента, превращающего сцены убийств в маленькие почти что самодостаточные «произведения искусства» съемки, монтажа, дизайна, освещения, а также разобрал характерное для субжанра (в центре которого маньяк-убийца) умение показывать преступление с точки зрения преступника, что, в свою очередь, позволяет зрителю неожиданно идентифицироваться с ним, «присвоить» его взгляд, и тем самым вторгнуться в сферу вуайеризма и запретного желания (guilty pleasure).
Характерной особенностью giallo является playfulness – дистанцирующая игривость, ироничность, легкость, которая позволяет смотреть на фильм как на эротический интертейтмент со сценами насилия, отсылающий еще не только к dance macabre, но и к миру дизайна, моды и поп-культуры 70-х, где самым демоническим и инфернальным является убийца в черном плаще и черных перчатках, лицо которого часто не показывают. Его фигура как «художника убийства» несет с собой повышенную концентрацию жуткого, то есть того, что было скрыто, но внезапно выдало себя.
Профессор кафедры драматургии и киноведения
Артюх А.А.