08.04.2022
Истоки итальянского хоррора
Истоки итальянского хоррора
В киноведческой мастерской профессора Артюх А.А. 4 апреля 2022 года продолжился разговор о жанровом кино с киноведом, редактором отдела «Панорама TV», автором книг «Формулы страха: Введение в историю и теорию фильма ужасов» и «Гонконг: город, где живет кино» Дмитрием Коммом. На этот раз в фокус внимания попал очень популярный в мировом кино жанр готического фильма и размышления о раннем итальянском хорроре. Дмитрий Комм подробно разобрал влияние итальянской живописи и оперного искусства на истоки развития итальянского хоррора, показав это на примере творчества «отца» итальянского хоррора Марио Бавы.
Исследователь разобрал особенности специфики итальянского хоррора, в котором отчетливо проявляется страх перед двойственностью женщины с ее светлой и темной сторонами, где светлая нисходит к культу Великой Матери, воплощением которой в католичестве является образ Девы Марии, а темная - к образу ведьмы, а также нашел в кино примеры дуализма итальянской культуры, в которой сочетается христианские и языческие формы, отсылающие еще к культу плодородия. Студенты познакомились с понятием гностического видения, которое очень сильно влияло на хоррор, да и не только на него.
Лекция предложила широкое обобщение особенностей европейского хоррора и помогла понять, откуда произросли в кинематографе такие фильмы, как «Падение дома Ашеров» Жана Эпштейна, «Вампир» Дрейера» и итальянский «дива фильмы», с которыми студенты знакомятся на лекциях по истории зарубежного кино.
Профессор кафедры драматургии и киноведения А.А. Артюх