21.02.2022
Студенты кафедры фотографии и НХК посетили выставку «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Still Art» в Главном штабе Эрмитажа
13 февраля 2022 года студенты второго курса группы 1036 направления подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура» под руководством преподавателя кафедры ФиНХК А.В.Никитенко посетили выставку «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Still Art в Главном штабе».
Однако, малой организованной группе удалось посетить не только эту выставку, но и многие другие, встречающиеся по пути к главной цели. Одна из таких выставок – «Незримое искусство: расширяя границы возможного». На инклюзивной выставке в Главном штабе Эрмитажа представлены тактильные модели шедевров мирового искусства для слабовидящих и незрячих. Однако проект адресован всем зрителям, ведь наверняка любой мечтал потрогать известные экспонаты руками. Здесь же можно прикоснуться к воссозданным фрагментам самого древнего сохранившегося войлочного ковра IV–III веков до н.э. и почувствовать текстуру пенджикентских фресок V–VIII веков. Местами роспись едва читается, поэтому трехмерная и анимированная реконструкция — это прорыв не только в музейной инклюзии, но и в изучении этого древнего памятника в целом. И, посещение данной экспозиции натолкнуло студентов на обсуждение возможности создания фотоснимков-барельефов, при помощи которых можно было бы разговаривать со зрителем объёмным изображением, подобно шрифту Брайля.
Так же, нам удалось посетить залы, где были представлены временные и постоянные экспозиции: инсталляция Д.А. Пригова «Серия с именами художников», экспозиция «Французская живопись XIX—ХХ веков. Импрессионисты» и прочие, представленные в здании Главного штаба Государственного Эрмитажа.
Что касается основной цели нашего посещения, по сути своей, это выставка - ретроспектива того, как развивалась история модной фотографии. Экспозиция рассказывает об истории фэшн-фотографии второй половины XX – XXI веков и знакомит с основными мотивами современной модной репрезентации на примере работ из коллекции Фонда Still Art. На выставке представлены авторские отпечатки Эрвина Блюменфельда, Хорста П. Хорста, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хельмута Ньютона и Ги Бурдена, уже ставшие классикой.
В конце XX – начале XXI веков модная индустрия приобретает все больший масштаб, а феномен моды и модного образа переживает резкий взлет и становится предметом глубокой философской и культурной рефлексии. Современная мода – это работа с проекцией чужих желаний, мнений, предрассудков и амбиций, а модная фотография – лаборатория, в которой эта работа происходит. Критики признают, что в XX веке мода и модная фотография становятся практически неотделимы, создавая одно общее пространство: зрелищные проекты развиваются на разворотах глянцевых журналов, со страниц прессы грандиозная фантазия мира «фэшн» обольщает и искушает, формулы модного языка оттачиваются в снимках и фотопроектах. Сегодня модная индустрия не просто играет с тенденциями, производя привлекающие внимание символы, она постоянно переосмысляет свой изобразительный канон, этические и эстетические законы.
Комментарий студента гр.1036 Ярослав Межова о данном посещении Главного Штаба Эрмитажа:
- Мы с одногруппниками отправились на выставку "Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art", однако невероятные лабиринты Главного штаба решили провести нас по всем существующим экспозициям - от петровской эпохи, до советской уличной фотографии 30-х, которая, как мне кажется, была одной из самых интересных.
Основная цель нашего похода оказалась не мене интересной - некоторые снимки казались обычным проявлением модной фотографии, но другие поражали своей простотой, интересной композицией или концептом. Однако не смотря на все положительные стороны выставки, впечатление было немного подпорчено посетителями - в маленьком зале, внутри которого эхо расходилось с двойной силой, было слишком много людей, особенно девушек, пришедших лишь ради фотографий для своих соц сетей, но никак не для расширения своего познания в сфере фотографического искусства.»