15.06.2021
Проектный подход в действии: драматурги и киноведы выходят в мир большой кино и телевидения
Только что блестяще завершились защиты дипломных работ будущих драматургов (бакалавров и магистров) и киноведов (специалистов). Два дня мощные профессиональные комиссии внимательно слушали выступления авторов дипломных проектов и изучали их высокохудожественные презентации, предварительно прочитав полнометражные сценарии и научные работы будущих профессионалов в области кинематографа
Государственную экзаменационную комиссию по драматургии возглавил Валерий Георгиевич Попов — Председатель Союза Писателей Санкт-Петербурга, писатель, сценарист, Лауреат Премии Правительства. Рядом с ним трудились Нелли Михайловна Аржакова, многолетний редактор киностудии "Ленфильм", а ныне редактор телесериалов 5-го канала, Елена Владиславовна Достовалова, сценарист и редактор-консультант ВГТРК-ГТРК "Санкт-Петербург", Ольга Ванькичева, главный редактор журнала «Ecopolis magazine», а также члены кафедры драматургии и киноведения. Здесь и практики, и теоретики, и знатоки великого русского языка. В течение нескольких недель все они с интересом знакомились с художественным творчеством наших студентов, анализировали их сценарии (от 90 до 180 страниц текста), давая им непредвзятую оценку.
Будущие бакалавры - выпускники сценарной мастерской кандидата искусствоведения, доцента Ирины Анатольевны Ефимовой. В течение четырех лет под руководством Мастера они упорно постигали основы драматургии. Интеллектуальный вклад в их развитие осуществляли и другие педагоги, которые учили их азам культуры, искусства, углубленно занимались с ними и аналитикой, и эмпирикой, и реальной практикой.
Защита показала, что ребята проделали огромный путь и имеют реальные перспективы в кино и на телевидении в качестве авторов сценариев, разработчиков диалогов, редакторов телесериалов. У всех есть внедренные сценарии, поставленные режиссерами нашего института и получившие награды на международных кинофестивалях. Тематика их сценариев связана с социумом, с человеком в современном мире, его ценностями, с поисками истины. Так, автор анимационного сериала Константин Александров представил пилотную и вторую серию под названием «Космоуборщики», что подтверждает тесную связь будущих драматургов с современными реалиями кино-и телепроизводства. В нем поставлены проблемы выживания человечества, экологии, ценности человеческой жизни. При этом жанр – комедия, фантастика. И светлый финал!
В сценарии полнометражного игрового фильма Дмитрия Большакова «Человек за кулисами» герой берет личную ответственность за сложный выбор. Жанр драмы выдержан здесь последовательно и художественно обоснованно. Андрей Кочегаров – автор тонкого сценария «Триптих» - обнаружил изрядный художественный вкус. Александр Болдырихин, тесно сотрудничающий с режиссерами мастерской А.Н. Сокурова, представил вниманию комиссию пилотную серию сериала «Силуэт человека».
Полина Руденко создала любопытный пилот сериала «Хтонь».
Денис Назаров поработал в жанре мистической драмы, а Вероника Ульянова порадовала комиссию танцевальной мелодрамой «Дабстеп».
Константин Казаков, по сценарию которого был снял фильм «Последний звонок», ставший лауреатом многочисленных кинофестивалей, предложил «пацанскую» драму «Дом на отшибе», которую смело можно рекомендовать к участию в крупных питчингах и сценарных конкурсах.
И, наконец, Федор Жельне представил на суд комиссии сценарий пилотной и второй серии сериала «Шоу Анатолия Перасперова», драмеди по жанру – любопытная история о жизни популярного ведущего ток-шоу.
Трое выпускников уже поработали над проектом в продюсерской компании «Триикс медиа», написав сценарий к сериалу «Тик-ток-шоу».
Надо отметить, что кафедра драматургии и киноведения регулярно проводит занятия и конференции в виде питчингов с приглашением на них практиков кино и телевидения - продюсеров, редакторов, сценаристов, режиссеров. Это реалии проектного образования, которое уже вошло в нашу практику и принесло свои плоды. Этой весной все драматурги участвовали в совместных творческих встречах с продюсерами. Что принесло свои ощутимые плоды.
Мастерскую магистров возглавлял кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии и киноведения, сценарист и драматург Константин Андреевич Федоров. Будущие магистры представили глубокие, серьезные теоретические работы (от 40 до 100 страниц текста) и полнометражные сценарии на тематику, связанную с их научно-исследовательским трудом.
К. А. Федоров серьезно два года работал с будущими магистрами, приобщая их к миру кино и кинодраматургии. Ведь ребята пришли не только из разных вузов – они приехали из разных стран: Ливана, Индонезии, Таджикистана. Приходилось решать проблемы языкового барьера, создания общей платформы для понимания профессиональных целей и задач.
И здесь комиссию ожидали настоящие открытия. Интересы магистров оказались настолько разнонаправленными, что это вызвало нескрываемое удивление. Веб-сериал (Елизавета Кузовникова), социальная драма (Сохибёр Толибов), криминальная драма (Зиад Байдун), драма поколений (Риджал Хайрул) - это далеко не все видовые и жанровые характеристики, которые использовали студенты. Богатство образов, неуёмная фантазия, глубина проникновения в психологию человека свойственны всем этим авторам. А их научные работы подтвердили их высокий статус будущих педагогов и ученых.
Киноведческую комиссию возглавил ведущий российский киновед, кандидат искусствоведения, автор многочисленных монографий по истории кино Алексей Львович Дунаевский, члены комиссии – главный редактор, члены редколлегии и авторы известного российского киножурнала "Сеанс", действующие кинокритики. Это авторитетная профессиональная компания высоко оценила научные работы киноведов - выпускников мастерских доцента Олега Альбертовича Ковалова, известного российского киноведа, автора монографий по истории отечественного кино, кинорежиссера. Группой заочных студентов руководила доцент В.С. Майзель, специалист по зарубежному кинематографу, член жюри многочисленных международных кинофестивалей.
Дипломные работы были посвящены осмыслению важнейших фрагментов истории отечественного и зарубежного кино: кинематографу периода «малокартинья»(Семен Дымшиц), уникальному творческому союзу Криса Маркера и Александра Медведкина (Александра Боканча), творчеству Ф. Эрмлера 1920-х годов (Анастасия Соколова), кинематографу Квебека (Яна Телова). Дипломная работа Георгия Пузырева была посвящена творчеству Семена Ароновича, замечательного отечественного кинорежиссера, который стал основателем факультета экранных искусств в нашем институте. Дипломное сочинение Алены Шева исследовало «вторую новую волну» в российской анимации и творчество Нины Шориной.
Максим Федоров представил исследование об итальянском кинорежиссере Дарио Ардженто, а Светлана Дашевская сравнила киноверсии «Гамлета» в воплощении Г. Козинцева и Л. Оливье. Работы студентов были высоко оценены рецензентами – ведущими редакторами журналов и интернет-изданий, учеными в области кинематографа.
Столь высокие результаты и качество подготовки определяет общая атмосфера, царящая на кафедре драматургии и киноведения, которой руководит доктор искусствоведения, профессор С.И. Мельникова. Кафедра провела предзащиты в несколько этапов, поэтому на защиту были предъявлены работы действительно высокого качества.
Мы скоро вручаем дипломы о высшем образовании нашим выпускникам и, как всегда, ждем новых абитуриентов - будущих сценаристов и киноведов. До встречи на вступительных экзаменах, где вас ждут уникальные мастера и опытные преподаватели – К.А. Федоров (второй педагог Н.Н. Шибаева), И.А. Ефимова и О.А. Ковалов (второй педагог С.А. Сеченчук)!
Зав. кафедрой драматургии и киноведения,
доктор искусствоведения, профессор С.И. Мельникова