20.11.2020
Мария Морозова Мастер-класс «Работа в кино с детьми»
Съемка детей в кино довольно сложный и трудоемкий процесс. Режиссёрам приходится учитывать особенности рабочего режима ребенка, его настроение, характер и многое другое. Как провести съемки с детьми с наилучшим результатом? С чем предстоит столкнуться, и как преодолеть сложности в работе с детьми в кино? Всё это можно было узнать, прослушав мастер-класс доцента кафедры режиссуры СПбГИКиТ, режиссера, сценариста, члена Союза кинематографистов Марии Морозовой, который прошёл в рамках ХХ фестиваля «ПитерКИТ».
Мария Морозова имеет большой опыт работы с детьми на съёмочной площадке. На её счету десяток фильмов, в которых реализованы творческие способности детей-актёров. Кинорежиссёр рассказала, что, как и при создании любого фильма, работа с детьми начинается с подготовительного периода. Из сценария становится понятно с ребёнком какого возраста предстоит работать. Если это дети до семи лет, то следует учитывать, что им трудно удерживать внимание более 30 минут. Планируя съёмочный день, необходимо предусмотреть время для съёмок и время для общения юного актёра с родными и близкими, чтобы ребёнок мог отвлечься, переключить внимание, отдохнуть. Для детей этого возраста съемки преподносятся как игра. Если говорить о детях более старшего возраста, о подростках лет до 15, возникают другие нюансы. Ребятам сложно показывать свои чувства, переживания, особенно, когда вся съемочная группа внимательно наблюдает за ними, тем более, если это какая-то история любви. Им надо помочь переступить через стеснение и скованность. Следующая группа 16 и выше лет — это как правило, ребята, которые хотят сниматься в кино, прошли обучение, имеют опыт, изучают актёрское мастерство, ходят в киношколы - и с ними работать проще.
Продолжая рассказ, Мария Морозова сказала, что задача режиссёра сделать так, чтобы ребёнку на площадке было комфортно.
Малолетние дети на съёмочной площадке, как правило, находятся вместе с сопровождающим и это чаще всего мама. Если в присутствии мамы ребенок более послушный и спокойный, стоит оставить ее. Мама может помочь. Можно что-то объяснить ребёнку через нее. В случае, если при ней малыш капризничает, или мама начинает давать советы профессионалам, то ее, для общего спокойствия, лучше оставить за пределами площадки. Задача родителей заботиться о ребенке, а не режиссировать на площадке. Идеально, когда родитель находится рядом, но всё-таки в отдельном пространстве.
При формулировании ребёнку актерской задачи следует учитывать возраст. Какому-то ребёнку надо ставить задачу так, чтобы он почувствовал себя взрослым. Чтобы он понял, что то, что он сейчас делает, очень нужно и ответственно. А с кем-то надо поиграть и объяснить, что надо делать. С детьми надо говорить на их языке, а их язык это прежде всего – игра.
Режиссёр не рекомендовала снимать детей слишком близко. Лучше использовать общие планы. Если предполагается укрупнение, надо понимать, как это сделать, как правильно подготовить ребёнка, быть очень внимательным. И обязательно, если у ребёнка что-то получается, необходимо его поддержать, чтобы он почувствовал, что у него получилось и мог раскрыться дальше.
На вопрос о том, как вам удалось не сойти с ума, снимая фильмы с детьми, когда надо решать кучу всяких проблем, учесть тысячи факторов, сложить невероятный пазл? Режиссёр ответила: «Я просто люблю свою работу и люблю детей.»
В заключении, Мария Юрьевна выразила надежду на то, что её советы помогут начинающим кинематографистам сделать в будущем красивое и качественное кино с детьми.
Служба информации СПбГИКиТ